ПРАВИЛА БЕРЕЖНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА КИТАМИ
Правила разработаны Фондом Защиты Китов для российских морей
и вбирают в себя опыт, накопленный во многих странах мира
на начало лета 2021 года

Киты и дельфины – одно из главных украшений морей и океанов Земли. Интерес людей к этим красивым, умным и по-прежнему загадочным созданиям непрерывно возрастает. С каждым годом мы узнаём всё больше фактов об их роли в поддержании богатства и разнообразия жизни в океанах, об их способностях, языке, песнях, традициях, о превосходящих наше понимание особенностях поведения.

Проявляя на деле заботу о сохранении китов, дельфинов и их местообитаний, мы учимся внимательному отношению к жизни на планете, к бесчисленным удивительным созданиям, населяющим её – истинным драгоценностям, каких не найти нигде во Вселенной.

Данные Правила – не Закон, а правила вежливости, продиктованные природой. Они составлены по результатам многолетних наблюдений учёных за краткосрочными и долгосрочными последствиями встреч с судами для китообразных.
Если вы уважаете китов и дельфинов, не хотите невольно нанести им травмы или другие виды ущерба, если желаете, чтобы море кипело жизнью – соблюдайте эти правила как закон вашей собственной совести и призовите к этому ваших близких, друзей и соседей.

Для удобства запоминания Правила записаны в виде Алгоритмов действий для капитанов судов наблюдения за китами и для капитанов всех прочих судов, а также изображены на Схемах №1 и №2. Подробности и полезные дополнения вы найдёте в завершающей части документа.
Алгоритм действий для капитанов судов наблюдения за китами

1. Перед выходом море – наведение справок по телефону о встречах с китами у недавно вернувшихся и находящихся в море судоводителей (места встреч, виды китов и дельфинов).

2. Сброс хода до малого или самого малого сразу после обнаружения китов, или же на расстоянии 800 метров, если их местоположение в данный момент известно по сообщениям с других судов.

3. Отправка опытного наблюдателя с рацией на верхнюю площадку с широким обзором.

4. Непрерывный контроль наблюдателем дистанции до китов, предполагаемого направления их движения, заметных изменений в поведении, регулярное сообщение этих данных рулевому.

5. Удержание судна на расстоянии 400 или более метров от китов до момента понимания характера их поведения и направления движения. После этого – оценка всех навигационных обстоятельств, выбор стороны и дистанции, с которой наблюдение будет безопасным и комфортным для китов и для пассажиров судна.

6. Медленный переход на выбранную позицию с обходом запретных зон (выделены красным на Схемах №1 и №2) и с постоянным контролем реакции китов на движение судна.

7. Немедленная полная остановка двигателей, если расстояние до китов непредсказуемо сократилось до 120 и менее метров, или если судно попало в зону «преследования» или «подрезания». Это обеспечивает тишину, устраняет угрозу столкновения, позволяет китам продолжать жить своей жизнью.

8. Поддержание комфортной для китов дистанции 150 - 250 метров в течение периода наблюдения. Фиксация на фото или видео их спинных и хвостовых плавников, прыжков, а также всего важного и необычного – запутанных в верёвках или снастях особей, присутствия детёнышей, присутствия в группе животных разных видов, животных с необычной окраской, интересным поведением, спутниковыми тегам и т.п. Занесение в судовой журнал времени и координат встречи с китами, видового состава и примерного количества животных в группе, а также всех необычных наблюдений и событий.

9. Если киты не кормятся, не спят, а находятся на переходе – следование параллельным с ними курсом на неизменной комфортной дистанции с допустимой скоростью без изменений в направлении и скорости движения. Плавное упреждение попадания судна в зоны «подрезания» и «погони» (см. Схемы №1 и №2). Пропуск китов под собою без изменения скорости в случае резкого поворота китов в вашу сторону.

10. Своевременное предупреждение столкновения с китами проходящих судов. Если вы видите, что какое-то судно нарушает рекомендованный скоростной режим и существует вероятность его прохода через место нахождения китов и дельфинов, постарайтесь предупредить это. Предупреждение осуществляется по рации или путём подачи звуковых и визуальных сигналов, соответствующих ситуации, в том числе: U - «Вы идёте к опасности», А - «У меня спущен водолаз, держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом», L - «Немедленно остановитесь», К - «Я хочу связаться с вами».

11. Переключение режима движения на средний и полный ход (движение со скоростью более 7 узлов) – только после выхода судна за пределы зоны повышенного внимания (800 метров от китов).

12. По прибытии в порт – сообщение в Фонд Защиты Китов времени и координат встречи, других важных обстоятельств.



Алгоритм действий для капитанов судов, следующих по своим путям

1. Перед выходом море – наведение справок о встречах с китами и дельфинами в службе капитана порта, у недавно вернувшихся или возвращающихся с моря судоводителей. На основе полученной информации - предварительная прокладка курса в ближних водах в обход мест концентрации животных (там, где позволяет фарватер) на расстоянии более одного километра от мест их предполагаемого местонахождения.

2. После выхода в море – поручение опытному наблюдателю поиска китов в полосе 1 км по курсу движения судна.

3. В случае неожиданного обнаружения китов на расстоянии менее 400 метров от судна в секторе от нуля до 30 градусов справа или слева от курса – плавный сброс хода до самого малого, плавный поворот на 60 – 90 градусов в удобную сторону для обхода животных на расстоянии не ближе 400 метров от них. После того, как киты остались по борту или по корме на расстоянии более 400 метров, скорость может быть увеличена до 7 узлов. Возвращение в обычный режим движения – после удаления от китов на расстояние более 800 метров.

4. При невозможности (в силу навигационных обстоятельств) изменения курса и нарастании угрозы столкновения с китами или прохода на расстоянии менее 200 метров от них – снижение скорости до «самого малого» или до полной остановки. Восстановление движения по маршруту со скоростью до 7 узлов допустимо только после удаления от китов на 400 или более метров (по борту или корме). Возвращение в обычный режим движения – после удаления от китов на расстояние более 800 метров.

5. Извещение службы капитана порта об опасности столкновения с китами с указанием их координат и желательной стороны обхода. Предупреждение столкновения с китами проходящих судов, если вы видите, что судно движется с обычной скоростью и существует вероятность его прохода через место нахождения китов и дельфинов. Предупреждение осуществляется по рации или путём подачи звуковых и визуальных сигналов, соответствующих ситуации.

6. Занесение в судовой журнал времени и координат встречи с китами. По прибытии в порт – сообщение в Фонд Защиты Китов этой информации, а также других известных обстоятельств.

Зоны защиты вокруг китообразных и режимы движения в них

(В тексте данной главы размеры зон защиты указаны только для крупных и осторожных китообразных – полосатиков, гладких китов, кашалотов, косаток, клюворылов, белух и нарвалов. Эти же цифры указаны на Схеме №1. Размеры зон защиты для мелких китообразных – дельфинов, китов-пилотов (гринд) и морских свиней – в два раза меньше, они обозначены на Схеме №2.)

1. Зона повышенного внимания (светло-зелёный цвет) – 800 метров от китов.
Режим: скорость движения не более 7 узлов, сокращение шума, контроль за местонахождением китов и направлением их движения для избегания попадания судна в запретные зоны.

2. Зона наблюдения за китами (тёмно-зелёный цвет) – сектор справа и слева от линии движения китов на расстоянии 150 – 250 метров от ближних к вам животных.
Режим: скорость движения не более 7 узлов, желательно на самом тихом ходу, наблюдение за китами, маневрирование с целью избегания попадания в запретные зоны.

3. Буферная зона (жёлто-оранжевый цвет) – сектор справа и слева от линии движения китов на расстоянии 100 – 150 метров от ближних к вам животных.

Режим: Буферная зона - это зона тишины. Длительное пребывание в буферной зоне допустимо только с отключёнными моторами. Движение под мотором со скоростью не более 7 узлов допустимо только в сторону отхода от китов – в сторону ближайшей зелёной Зоны наблюдения за китами. Красная линия 120 метров – это линия, на которой в случае случайного движения судна в сторону китов, мотор должен быть отключён обязательно! Ближе красной линии (на расстоянии 100 – 120 метров от китов) допустим только инерционный разворот или инерционная остановка судна. Заводить двигатель допустимо только до красной линии (на дистанции 120 – 150 метров от китов).
Надо отметить, что длительное пребывание с отключенными моторами в Буферной зоне позволяет наблюдать китов с наиболее близкого расстояния (без ущерба для них). В этой же зоне, при отключённых моторах наиболее вероятен близкий контакт с китами по их собственной воле. Однако, пользоваться этим можно только с подветренной стороны, при наличии ветра со стороны китов. Дрейф судна с выключенными моторами под воздействием ветра в красные зоны допускать нельзя.

4. Запретные зоны «преследования» и «подрезания» (красный цвет) – сектор 30° справа и 30° слева от линии движения китов впереди них (Зона подрезания) и позади них (Зона преследования), то есть суммарно 60° впереди и 60° позади китов на расстоянии 100 – 400 метров от них.
Пребывание в этих зонах с включёнными моторами абсолютно недопустимо. Если вы по ошибке вошли в какую-то из этих зон, отключите все моторы, установите плавучий якорь и дождитесь, пока киты не удалятся настолько, что ваше судно окажется вне запретных зон.

5. Запретная зона «Личное пространство» (красный цвет) – 100 метров от китов.
Любое пребывание судна в этой зоне предельно нежелательно, а с включёнными моторами – абсолютно недопустимо, поскольку это всегда разрушает естественное поведение китов, вынуждает их концентрировать на вас значительную часть внимания, или всё внимание. В подавляющем большинстве случаев при приближении судна на 100 и менее метров киты вынуждены прекращать кормление, прекращать игры, уходить, скрываться, и т.п. Если вы оказались в Зоне личного пространства китов, немедленно отключите все моторы, установите плавучий якорь и дождитесь пока они не удалятся настолько, что ваше судно окажется вне запретных зон.
Ошибочные стратегии наблюдения и их противоположность

Существует всего 6 стратегий поведения судоводителей по отношению к китообразными. Вот список в порядке убывания наносимого ущерба:

Первая – охота на китов, то есть преследование с целью убийства (добычи).

Вторая – «езда по головам» – плотное, настойчивое преследование с целью развлечения, или травмирования, или изгнания китообразных с данной акватории.

Третья – умеренное преследование или подрезание (пересечение направления движения) спереди в процессе наблюдения за ними на небольшом (несколько десятков метров), но «безопасном» с точки зрения капитана судна расстоянии.

Четвертая – игнорирование, то есть отсутствие всякого внимания к ним во время судовождения.

Пятая – следование сбоку параллельным курсом с целью наблюдения на рекомендованной учёными скорости, на рекомендованном расстоянии.

Шестая – полная остановка двигателей и тихое наблюдение.

Всем шести стратегиям можно присвоить условные цвета.

Первая и вторая стратегии имеют ярко-красный цвет, они одинаково убийственны для китообразных, несут смерть и разрушение семей, разделяя детёнышей с матерями. Преследование (включая подрезание) диких животных во многих странах мира карается большими денежными штрафами, тюремными сроками. И убийство, и изгнание китообразных в равной степени ведут к обеднению и деградации морских экосистем, сокращению продуктивности океана в данном районе, в частности – к сокращению рыбных запасов.

Третья стратегия – умеренное преследование и подрезание – имеет красно-оранжевый цвет, то есть столь же недопустима и наносит существенный ущерб китообразным. Данной стратегии обычно придерживаются капитаны, не знающие правил наблюдения за китами и особенностей психологии китообразных, но желающие доставить максимум удовольствия пассажирам на борту. Они по-своему бережно относятся к китам и дельфинам, «по головам» стараются не ездить, однако стремятся раз за разом максимально сблизиться с китами, чтобы пассажиры могли рассмотреть их как можно ближе. Такое безобидное на первый взгляд управление судном часто приводит к травмам животных, и всегда – к полному прекращению их естественного поведения, к бегству животных и к последующему избеганию ими встреч с этим судном и посещений местности, где происходило преследование или многократное подрезание. В странах, где преследование диких животных запрещено законом, такое преследование, наряду с описанным во второй стратегии, попадает в число уголовно наказуемых преступлений, или же наказывается большими денежными штрафами.

Четвертая стратегия – игнорирование присутствия рядом китов и дельфинов – имеет жёлтый (предупредительный и запрещающий) цвет. С ростом морского трафика, эта стратегия всё чаще приводит к травмированию или гибели животных, но в целом причиняет им меньше ущерба, чем предыдущие три стратегии, так как отсутствие повышенного внимания со стороны человека и уверенное следование судов по строго определённым маршрутам позволяет китам довольно быстро возвращаться к нормальной жизни после прохождения судов.

!!! Особым следствием стратегии игнорирования является катание дельфинов на носовой волне идущего своим курсом судна. Некоторые виды дельфинов очень любят это развлечение и, заметив подходящее им по скорости и направлению движения судно, сами устремляются к нему и тестируют его волну на пригодность для игр. Всякий случай скольжения (катания) дельфинов под носом судна воспринимается людьми на борту с восторгом, однако капитаны должны знать, что катание на волне короткого судна представляет для дельфинов смертельную опасность из-за близости винтов. Катать дельфинов на носовой волне без угрозы для их жизни и здоровья вы можете только в том случае, если длина вашего судна превышает длину дельфинов данного вида в 4 или более раз. В противном случае игнорировать такое катание недопустимо. Ради сохранения их жизни и здоровья вы обязаны замедлить ход, чтобы дельфины «остыли» и ушли по своим делам.

Пятая стратегия – следование параллельным курсом на безопасной дистанции (150-250 метров для китов и 80-125 метров для дельфинов) – имеет жёлто-зелёный цвет, то есть переходный к зелёному. Эта стратегия не безвредна для китообразных, поскольку даже небольшой шум моторов и винтов судна, медленно идущего параллельным курсом, нередко не позволяет китообразным слышать жизненно важные для них звуки. Тем не менее, при соблюдении судоводителями установленных безопасных дистанций и скорости, присутствие человека рядом с китами считается допустимым, поскольку наряду с умеренным отрицательным воздействием, имеет и положительные стороны: способствует просвещению населения и отчасти защищает животных от грубого преследования со стороны злонамеренных или неадекватных судоводителей.

Шестая стратегия – наблюдение за китами при полностью остановленных моторах с расстояния 100 и более метров (за дельфинами с 50 и более метров) – единственная, которой можно присвоить чисто зелёный цвет. Такое наблюдение не вредит животным, позволяет им спокойно жить своей жизнью, спокойно общаться и слышать все звуки, проявлять естественное любопытство – подходить к лодкам, разглядывать людей, позволять им прикоснуться к себе. Для людей такое наблюдение также является наиболее комфортным, так как они начинают в полной мере слышать и ощущать море, китов и всё, что их окружает. Всякий капитан судна, используемого для наблюдения за китами, должен стремиться к осуществлению именно этой стратегии.

ВЛАДИМИР ЛАТКА, НАУЧНЫЙ ДИРЕКТОР ФОНДА ЗАЩИТЫ КИТОВ -
Почему так важно беречь китов

Моря и океаны нашей планеты – это не просто ландшафты, покрытые водой, а сложнейшие гигантские экосистемы, в которых тысячи или десятки тысяч видов живых организмов и неорганическая среда связаны между собой бесчисленными связями. На всю свою глубину, от поверхности до верхних слоёв донного грунта они вовлечены в круговорот веществ и энергии. Живые существа в этом круговороте играют роли сопоставимые с глобальными геологическими факторами, или даже ещё более значимые. Жизнь в океане обеспечивает существование жизни на Земле в целом. Если мы хотим видеть нашу планету живой и изобильной, мы обязаны знать и соблюдать правила, предупреждающие уничтожение или угнетение ключевых видов и групп морских организмов.

Владимир Латка
Одной из таких ключевых групп являются киты, или китообразные, включая гладких китов, полосатиков, серых китов, кашалотов, дельфинов, белух, морских свиней и других. Все виды китов выполняют в морских экосистемах множество важных функций. Роль каждого вида огромна. Во многих районах мирового океана обеспечение высокой продуктивности морских экосистем без обилия китообразных в принципе невозможно! Однако, выживание и восстановление численности самих китов в прибрежных водах всех стран мира зависит буквально от каждого судоводителя, от каждого капитана судна, каким бы малым оно ни было.

Возросший в последние годы интерес населения России к китам и дельфинам изменил поведение частных судовладельцев, капитанов пассажирских, научных и даже военных судов. Завидев китов или дельфинов в море, судоводители меняют курс чтобы пройти поближе и дать возможность людям на борту рассмотреть этих прекрасных животных. Спрос на морские прогулки с целью наблюдения китов и дельфинов вынуждает судовладельцев на Баренцевом, Белом, Азовском, Черном, Беринговом и Охотском морях всё чаще осуществлять эту деятельность, полагаясь на опыт своих капитанов. По сути, на наших глазах происходит зарождение индустрии наблюдения за китами.

При этом, незнание капитанами биологии морских млекопитающих нередко приводит к печальным последствиям. В погоне за хорошими впечатлениями для пассажиров, судоводители совершают грубые ошибки, нередко нанося китообразным серьёзный ущерб. В момент нанесения этот ущерб не видим, он никак не ощущается людьми, находящимися на борту, однако киты и дельфины получают травмы, гибнут, теряют детёнышей, теряют возможность естественного общения и своевременной идентификации опасностей, прекращают кормление, покидают важные для них местообитания и т.п.

Угрозы, которые несёт судоходство для многих видов китообразных оцениваются учёными как второй по значению фактор, препятствующий восстановлению или сохранению их численности. Непреднамеренное убийство, травмирование или разрушение жизненного уклада китов судами с туристами на борту и вовсе является очевидной нелепостью, поскольку судовладельцы и капитаны таких судов, как и их пассажиры, больше всего заинтересованы в сохранении и процветании этих животных.

Расстояние до китов

Правильное определение расстояния до китов в море – не простая задача. Дальномеры и бинокли здесь не помогут. Размеры китов изменчивы в широких пределах, а появляются киты над водой лишь на мгновенья. Поэтому единственный надёжный ориентир – это угол между направлением на точку выныривания и горизонтом. Чтобы пользоваться этим на практике, опытные капитаны судов наблюдения за китами наносят на стёкла ходовой рубки специальные метки. Делается это в тихую погоду. Судно со стандартной ходовой загрузкой, не имеющее дифферента и крена, отходит от причала ровно на 100 метров, рулевой занимает своё место и привычную позу, как он обычно сидит в море, а помощник наносит на стекле ходовой рубки или прикреплённой к нему прозрачной плёнке линейку по линии (с точки зрения рулевого) соприкосновения причальной стенки с водой. Это повторяется ещё дважды для нанесения меток на обоих боковых и на лобовом стекле (продублировать метку на остальных стёклах можно также с помощью лазерного уровня). Потом судно отходит от причала ровно на 200 метров, и процедура повторяется. Затем на 400 и 800 метров. В результате у вас появляются дальномерные шкалы на всех трёх направлениях обзора. Естественно, любое изменение позы рулевого от стандартного положения (выпрямление, сгибание, отклонение в сторону) приведёт к ошибке в измерении расстояния до точки выныривания кита, потому для контроля точки и высоты положения головы рулевого имеет смысл подвесить к потолку рубки небольшой груз точно на высоте глаз в 20-30 см прямо перед ним. Это позволит всем другим рулевым фиксировать положение головы в правильной точке на время оценки расстояний.

Точность такого «инструмента измерения расстояний», быстро возрастает с увеличением высоты ходовой рубки над уровнем моря, манёвры китов с высоты также более заметны, поэтому, чтобы избежать нарушения предписанных дистанций, капитаны маленьких лодок часто ориентируются на линии в море, которые занимают более крупные суда наблюдения.