О ГИБЕЛИ КИТА НА ТАИТИ
И ПРАВИЛАХ В ТЕРИБЕРКЕ
Нужно ли нам повторение?
Часть II

Фото: Rachel Moore

В предыдущей (первой) части читайте:

Трагедия на Таити
Наблюдаем в толпе судов – обстоятельства места и времени
Нарушение неписанного правила
Соблюдение капитанами Правил коллективного наблюдения
Как мы действовали
Как действовали другие судоводители
Второе наблюдение «изнутри»
Как действовали судоводители в этот раз
Общие выводы
Какой ущерб наносится китам
Фонд защиты китов создан для того, чтобы отстаивать интересы китов, а не для того, чтобы беречь чувства предпринимателей и лиц, подвергающих угрозам жизнь и здоровье редких животных, пренебрегающих Законами Российской Федерации* и рекомендациями учёных. Продолжим делать своё государственное дело. Публикуем материал от 25 августа без изменений.
Каждое нарушение Правил бережного наблюдения за китами наносит им ущерб той или иной степени тяжести. К основным последствиям относятся:

  • Голод. Из-за беспокойства киты или полностью перестают питаться, или лишаются возможности нормально питаться, поскольку для этого нужна полная тишина и отсутствие препятствий на поверхности. (Для успешной охоты усатым китам нередко требуется широкий диапазон глубин для подныривания под скопления добычи от дна до поверхности, плюс простор для манёвра; при других способах охоты им требуется длинная дорожка для разгона перед скоплением планктона)

  • Жажда. Недостаток пищи ведёт к жажде, поскольку всю пресную воду киты получают из добычи – планктона и мелкой рыбы.

  • Стрессы. Преследование, подрезание и окружение множеством грохочущих, быстрых и потенциально опасных судов неизбежно приводит к сильным стрессам. Толкучка разнонаправленно и непредсказуемо движущихся судов на поверхности над головами китов создаёт для них узрозу столкновений и травмирования. После каждого погружения кит вынужден рассчитывать куда вынырнуть, но как бы он ни осторожничал, если капитаны не придерживаются правил, стрессов и ранений не избежать.

  • Травмы и ранения. Вторжение в личное пространство китов и другие опасные маневры судоводителей часто приводят к тяжелейшим травмам у животных.* Общие оценки смертности от столкновений приведены ниже, в выделенном серым цветом фрагменте текста. Они основаны на данных посмертного обследования китообразных и добровольных сообщениях судоходных компаний об известных им случаях. Но сами моменты столкновений почти всегда остаются незамеченными людьми: если кит или дельфин после столкновения сохраняет какую-то способность двигаться, он всеми силами старается скрыться от людей, умереть незамеченным. История Свит Гёрл в который раз это подтвердила. Общее количество столкновений в мировом океане, убивающих, калечащих или оставляющих рубцы на телах китообразных, составляет не менее 150 тысяч случаев в год. До половины из них приходится на коллизии, возникающие в ходе прогулок наблюдения за китами и дельфинами.

  • Болезни. Голод, жажда, стрессы ослабляют организм любого животного, ведут к обострению уже имеющихся заболеваний, к замедлению заживления ран. Многие китообразные приходят к берегу именно вследствие травм или заболеваний, в поисках покоя, для излечения, но получают обратное.

  • Сокращение или прекращение общения с детьми и сородичами. Шум моторов, винтов, музыки, эхолотов делает невозможным или крайне сложным общение с сородичами, находящимися рядом (в пределах нескольких сотен метров или километров), а также заглушает сигналы сородичей, находящихся вдалеке.

  • Потеря сородичей, изоляция, депрессия. Сильный шум и преследование нередко приводят китообразных к разделению групп, стай или семей, к потере детёнышей, к отставанию ослабленных особей. Невозможность днями оторваться от преследователей, услышать голоса сородичей может вгонять животных в депрессию, заставлять их остаться на одном месте в ожидании, что за ними кто-либо вернётся. В свою очередь утрата подвижности и нарастающая слабость от голода могут привести к длительной изоляции.

  • Психическое утомление и истощение. В июне – июле в Териберке светлое время длится 24 часа в сутки, в мае и августе немного меньше. Весь этот период киты могут подвергаться со стороны со стороны людей почти круглосуточному преследованию. Нередко кит попадает на глаза первой группе туристов ранним утром, и освобождается от шлейфа туристических и любопытствующих судов только к десяти – одиннадцати вечера. Всё это время за ним с разных точек следят десятки человеческих глаз, данные о местонахождении передаются по многим каналам связи. Поэтому в любую погоду кроме шторма или сильного ветра у кита нет шансов ни убежать, ни избавиться от страха столкновений, от шума, распугивания кормовых объектов и т.д. Каждая его попытка скрыться или сохранить сколько-нибудь комфортную дистанцию приводит к обратным эффектам – к усилению грохота и шума, к новым стрессовым ситуациям. Это утомляет и истощает животное психически. Но послаблений не бывает, жалобы на индивидуальную непереносимость, болезнь, усталость, голод, потерю связи с родными и т.п. не принимаются. Всего этого для судоводителей, туроператоров, гидов не существует, они ничего не заметят и не ослабят хоровод даже если кит будет при смерти. Участники первых заездов экспедиции Чистый териберский берег в конце июля - начале августа несколько раз фиксировали непрерывное преследование кита группой сменяющих друг друга судов на протяжении 15 - 17 часов подряд. Подобные изнуряющие испытания не могут не отражаться негативно на здоровье животного.
* - Некоторые гиды и капитаны сообщают туристам, что киту или дельфину ничего не стоит увернуться от винта судна, или от удара острым носом судна. Но это глубоко ошибочная точка зрения. Например, смерть в результате столкновений с судами и получения травм от винтов является одной из двух главных (наряду с запутыванием в действующих рыболовных снастях) причин вымирания северного гладкого кита. Около половины всех обследованных посмертно за последние три десятилетия северных гладких китов погибли вследствие столкновений с судами. Эти киты – столь же великолепные пловцы, как и все другие китообразные, но их ареал обитания большей частью перекрывается районами с высоким судовым трафиком.

В целом, по оценкам специалистов, от столкновений с судами в мире ежегодно гибнет от 20-ти до 30-ти тысяч китообразных. Смертность от этой причины входит в семёрку главных антропогенных причин смертности морских млекопитающих в мировом океане, а для северных гладких китов и для индо-тихоокеанских афалин популяции Порт-Ривер является одной из двух главных причин.

Под винтами закончили свою жизнь многие известные «дружелюбные дельфины». Все они были ловкими и быстрыми, каждый из них имел обширный, гораздо выше среднестатистического, опыт взаимодействия с судами и моторными лодками. Приводим некоторые имена (достоверные, подтверждённые факты):

Список дружелюбных дельфинов, погибших под винтами

-афалина Джет, 2005, о.Уайт – Гемпшир, Великобритания
-косатка Луна (L98 SRKW), 2006, Британская Колумбия, Канада
-афалина Давина, 2007, Кент, Великобритания
-афалина Моко, июль 2010, Тауранга, Новая Зеландия
-афалина Холли, дочка Риппл, январь 2018, Аделаида, Австралия
-афалина Малютка СК, дочка Орианы, 2018, Аделаида, Австралия
-афалина Зафар из Франции, май 2020, Вейк-ан-Зее, Нидерланды
-афалина Дэнни, декабрь 2020, Дорсет, Великобритания
-афалина Ник, август 2021, Корк, Ирландия.

И даже известная всем дружелюбная белуха Хвалдимир (Хамерфест, Норвегия) дважды попала под «раздачу»: перенесла удары винтом летом 2019 года и разрез от скоростного катера летом 2021...

Ущерб туризму и региону

На сегодняшний день киты являются главным туристическим магнитом Мурманской области, заметно опережая по спросу такие магниты как «Мурманск с его достопримечательностями», «Северное сияние», «Горные лыжи в Хибинах», «Рыбалка на Баренцевом море», «Рыбалка на Белом море», «Туры на Рыбачий» и другие. Массовый спрос на наблюдение за китами стал, наверное, главным драйвером развития туристической отрасли региона в течении последних трёх лет.

Но потерять этот спрос можно в считанные годы. Сегодня это зависит в первую очередь от того, какие впечатления от посещения наших прибрежных вод остаются у китов.

Судя по двум нашим наблюдениям «изнутри» и нескольким десяткам «снаружи» (с прибрежных скал и холмов), а также по десяткам видео, выкладываемым множеством авторов в интернет, негативные впечатления от встреч с людьми в наших водах у китов значительно преобладают. Это не значит, что вежливых контактов не происходит. Они периодически случаются. У нас есть очень вежливые по отношению к китам судоводители, рыбаки, путешественники, учёные. Однако, по сравнению с великим множеством встреч с нарушениями правил наблюдения, вежливые от начала до конца встречи до сих пор остаются редкостью.

На входе в губу Малая Шарковка – арьергард группы судов, участвовавших в наблюдении за малым полосатиком 22.08.2024.

Снято за полтора часа до событий, описанных в первой части публикации.

При этом прибрежные воды Кольского полуострова для китообразных Баренцева моря – второстепенный район нагула, здесь нет миграционных путей, поэтому к побережью подходят преимущественно животные, склонные к поиску небольших локальных скоплений добычи, разведыванию новых мест. Можно сказать, это киты - исследователи, первооткрыватели. И вот, в памяти у многих из них остаются негативные воспоминания от встреч с людьми в сочетании с ориентирами местностей. А память у китов хорошая. В следующие сезоны, чтобы не столкнуться с неприятностями, они пойдут другими дорогами, в обход опасных мест – Териберки, Кильдина, Рыбачьего. И, вполне вероятно, уведут за собой кого-то ещё. Если это будет повторяться из года в год, то несмотря на общую для северного полушария тенденцию смещения китов на Север, приток новых гостей постепенно иссякнет. Количество подходов китообразных к побережью начнёт быстро сокращаться.

Это не иллюзорное картина, не очеловечивание животных. Запоминание маршрутов, передача опыта, обучение подрастающего поколения – ключевые способности китообразных.

Выгодна ли инвесторам туристического бизнеса негативная (среди китов) репутация наших вод?
Безусловно нет. Но у тех, кто побогаче, есть вариант: покупать всё более скоростные туристические катера, расширять радиус активного поиска и «наблюдения», поддерживать и стимулировать активный обмен информацией о местоположении китов между капитанами, гидами и туристами. Эта стратегия даёт владельцам быстроходных катеров конкурентные преимущества в борьбе за клиентов, одновременно ускоряя изгнание китов с прибрежных акваторий.

Собственно, это уже происходит. Вместо того, чтобы тщательно соблюдать правила и показывать людям китов, резвящихся в изобилии прямо в Териберском заливе, быстроходные катера крутятся по заливу как белки в колесе, чаще других нарушают Правила наблюдения (надо успеть угодить клиентам за короткий выход), а когда залив пустеет, начинают гонять за китами за десятки километров от населённых пунктов. Тем временем их добровольные помощники – капитаны, гиды и любители похвастать, едва заметившие китов в море или с берега, тут же сообщают место, время, и координаты встречи, не оставляя китам шанса уйти без неприятностей.
В каких ситуациях китообразные чаще всего получают тяжёлые травмы

Столкновения китообразных с судами происходят чаще всего в ситуациях, когда киты не слышат приближение опасности из-за эффектов маскирования и экранирования звуков.

Эффект экранирования приводит к регулярной гибели крупных китообразных при столкновениях с торговыми судами. Причины описаны в публикации https://vk.com/ponticus_dolphin_protection?w=wall-42021508_15914%2Fall. Подобные случаи вероятно происходят и в наших водах, но далеко от берега.

В прибрежных же водах главную опасность для китов представляют быстроходные глиссирующие и полуглиссирующие суда, движущиеся на большой скорости в отсутствии сильного волнения или на попутной волне при наличии громких маскирующих источников звука и отвлекающих факторов.

Наиболее сильные маскирующие звуки под водой издают: движущиеся или работающие на холостом ходу водоизмещающие прогулочные катера (от 149 до 175 дБ), движущиеся полуглиссирующие и глиссирующие катера, РИБы, надувные лодки и гидроциклы ( 140 – 167 дБ), движущиеся или с работающими на холостом ходу двигателями буксиры, военные, пограничные, исследовательские или рыболовецкие суда ( 153 – 193 дБ), проходящие на удалении 10-20 км от берега торговые суда ( 95 – 131 дБ), прибой на скалах и галечных пляжах в радиусе до 2 км (80 – 125 дБ), обрушивающиеся волны в открытом море при свежем или сильном ветре (70 – 84 дБ), дождь или град в море (45 – 86 дБ).

Шум от многих источников накладывается и создаёт помехи; чем больше маскирующих звуков раздаётся одновременно, и чем они громче, тем сложнее киту отслеживать навигационные опасности и вовремя распознать самую угрожающую из них. Тем более, что шум от судна, идущего самым опасным курсом, может быть более тихим, чем от других находящихся рядом источников.

Высокая скорость и резкие повороты судов, особенно во время наката (прерывистого получения звуковой картины), осложняют их своевременное обнаружение. При позднем обнаружении, у крупного животного может просто не остаться времени, чтобы увернуться от удара.

Для белух, дельфинов и морских свиней самую большую опасность представляют небольшие скоростные катера, надувные лодки, РИБы, склонные к боковому проскальзыванию на волне. Игры с такими лодками часто заканчиваются для дельфинов тяжёлыми травмами.
Итог этой жесткой «игры» закономерен. Как это произошло с тюленями, так будет и с китами: их будет становиться всё меньше. На фоне смещения китов в приполярные широты, какое-то время мы, возможно, не будем этого замечать, но через несколько лет заметим непременно. Море вблизи побережья Кольского полуострова станет ещё более пустынным, чем сейчас. Меньше станет не только китов, но и рыбы, тюленей, морских птиц. На рынке услуг «наблюдения за китами с борта судна» останутся почти исключительно скоростные катера, а также крупные суда, способные обслуживать дальние многодневные туры; услуги победителей в конкурентной борьбе значительно вырастут в цене и будут доступны немногим…

Альтернативный путь существует. Он гораздо более приятен и выгоден всем без исключения сторонам – китам, тюленям, остальным морским обитателям, туристам, местным жителям, владельцам гостиниц, ресторанов, скоростных судов и медленных судов, всему региону. Этот путь разумен и реалистичен: добиваться соблюдения Правил наблюдения за китами всеми судоводителями, создать для китов, тюленей и морских птиц достаточное количество зон спокойствия (прибрежных морских ООПТ), обеспечить исправное соблюдение режимов их охраны, установить и чётко соблюдать на всех акваториях трёхчасовой «китовый обеденный перерыв» (окно тишины) в период светлых ночей. За этим – будущее.

Фонд защиты китов работает в этом направлении. Но этого недостаточно. Чтобы свернуть на альтернативный путь (с торной дороги наращивания скоростей и давления) необходимы согласованные усилия многих людей, компаний, организаций и служб. Приглашаем к сотрудничеству всех, кто заинтересован в сохранении и восстановлении богатства морской среды, в создании на прибрежных акваториях Мурманской области такой системы охраны и управления, которая обеспечит процветание и китам, и туристической отрасли, и прибрежному рыболовству.

Что сегодня делать туристам, не равнодушным к китам

Если вы любите китов и дельфинов, и не хотите причинить им ущерб, перед выходом на морскую прогулку выучите Правила коллективного наблюдения и Правила вежливого наблюдения за китами. Во время выхода постарайтесь добиться от вашего капитана их исполнения.

Скоро мы опубликуем «Десять заповедей наблюдателя за китами». Они содержат все основные правила наблюдения в предельно краткой запоминающейся форме. Следите за нашими публикациями, как только заповеди появятся, скачивайте, пользуйтесь сами, распространяйте дальше.

Не верьте вашему капитану, если он станет утверждать, что китам нравится, когда на них наезжают, а если бы не нравилось, они легко могли бы уйти от преследования. Доверяйте Правилам наблюдения за китами, разработанным учёными-биологами на основе данных множества серьёзных научных исследований.

Учитывайте, что все когда-либо опубликованные Правила и рекомендации по наблюдению за китообразными являются компромиссными между реальными потребностями китов и интересами туристической отрасли, во всех правилах и рекомендациях красные линии проложены по порогам чувствительности наименее чувствительных видов и особей. То есть соблюдать эти правила абсолютно необходимо для сохранения жизни, здоровья и благополучия всех без исключения китообразных, даже самых терпеливых. А лучше вести себя вежливее и осторожнее, чем установлено в этих документах.

Добившись выполнения Правил от своего капитана, или помогая ему соблюсти их, вы принесёте пользу китам, всем морским обитателям и всем участникам наблюдения.
Будьте осторожны с информацией

Открытая информация о местонахождении морских млекопитающих, без соблюдения всеми судоводителями Правил наблюдения за китами, и без защиты ключевых для них акваторий, наносит животным ущерб.

У северного побережья Мурманской области в доступной для прогулочного флота зоне имеются лишь два очень маленьких участка Кандалакшского заповедника, но они не предназначены для сохранения китообразных. По сути, территориальной охраны китообразных в прибрежных водах нет. А правила наблюдения за китами на сегодня не соблюдают большинство судоводителей.

Поэтому, сообщая точные данные о местонахождении китов, вы подставляете их под удар. Достаточно нескольким людям по разу упомянуть в интернете место текущей концентрации китов или тюленей, как туда устремляется множество судов, а животные вынуждены его покинуть. За последние три года в результате неоднократных упоминаний в чатах, несколько ключевых, то есть важнейших для китов и тюленей местообитаний превратились для них в районы с высокой концентрацией угроз.

Но ключевые местообитания – не абстрактные точки на карте, которые можно переназначить. Это районы, где по физическим океанографическим причинам существуют особо благоприятные кормовые, волновые и другие условия. Таких точек может быть всего несколько во всей прибрежной зоне Мурманской области. И те из китов, которые заходят в наши воды регулярно, скорее всего приходят или приходили ради посещения именно этих мест…

Вред морским млекопитающим наносит открытие данных о районах их концентрации даже трёх – пятилетней давности; ведь чтобы распугать диких животных, заставить их покинуть облюбованное место, иногда достаточно одного - двух неаккуратных визитов, а чтобы создать ООПТ и наладить её охрану требуется много лет.

Но максимальный ущерб китам наносит сообщение свежих координат, до двух дней давности. Выкладывать или проговаривать эту информацию в открытых источниках – значит заведомо подвергать жизнь и здоровье китов опасности.**

Сообщать можно только лично, только ответственным, уравновешенным капитанам, на все сто процентов выполняющим Правила наблюдения за китами, способным хранить информацию в тайне и не привести за собой к китам шлейф из опасных судов.

Итак, не подставляйте китов в социальных сетях и чатах. Запомните:
  • Никаких координат, точек, названий и других данных о их местоположении!
  • Никаких онлайн-передач с китами и панорамами в сторону берега!
  • Никаких фото китов на фоне гор и других приметных объектов!

** - Исключением являются случаи обнаружения животных, терпящих бедствие. В таких случаях широкое распространение информации, напротив, желательно.

Что ещё можно сделать для китов

Вы можете принять участие в сборке и установке в Териберке стендов, посвященных Правилам бережного наблюдения за китами. Стенды изготавливаются Фондом защиты китов в рамках проекта «О китах – наглядно» при финансовой поддержке компании ЭЛ5-Энерго. Мероприятия по сборке и установке стендов запланированы на ноябрь - декабрь 2024 года. Информацию о датах можно будет получить с середины ноября по телефону +7 911 320-01-90, или на страницах ВК «Фонд защиты китов» и «Чистый териберский берег».

В летне-осенний период 2025 года вы можете заказать своему туроператору экскурсию в базовый лагерь экспедиции Фонда защиты китов «Чистокеан - Чистый териберский берег». В ходе экскурсии вы сможете внести реальный вклад в сохранение морской среды, приняв участие в работе по очистке одного из труднодоступных пляжей Баренцева моря.

Вы можете также сделать денежный вклад в решение той проблемы защиты китов или тюленей, которую считаете особенно важной, по одному из направлений работы Фонда защиты китов. В том числе:

  • прекращение прилова дельфинов и морских свиней в донные жаберные сети на камбалу калкана и акулу катрана на Черном море (в настоящее время в этих сетях ежегодно гибнет от 2,5 до 12 тысяч китообразных);

  • прекращение бойни гринд и других видов китообразных в ходе «Гриндадрап» на Фарерских островах (ежегодно там убивают от 600 до 1900 китообразных);

  • создание на Черном море реабилитационного центра для возвращения на свободу черноморских афалин, содержащихся в неволе в России и во многих странах мира (более чем 450-ти афалинам-невольникам требуется реабилитация и выпуск);

  • создание сети морских ООПТ для сохранения и восстановления численности морских млекопитающих у северного побережья Мурманской области (важно для тысяч китообразных и ластоногих, посещающих эти воды или проживающих в них);

  • создание системы предупреждения гибели бельков гренландского тюленя на щенных залежках при осуществлении судоходства в горле Белого моря (важно для предупреждения возможной массовой гибели бельков).

Чтобы поддержать работу по одному их направлений, укажите в комментариях к переводу, или в графе «назначение платежа» одну из формулировок: «прилов дельфинов», или «гринды Фареры», или «реабилитационный центр», или «морские ООПТ МО», или «бельки защита».