О КИТАХ С ЛЮБОВЬЮ И БОЛЬЮ

(о встречах с китами участников экспедиции
«Чистый териберский берег 2023» и выводах)

I. Белухи


Весь беломорский этап экспедиции прошёл под знаком встреч с белухами. Первые три дня (23 – 25 июня) мы видели их постоянно. Белухи паслись в море неподалёку от базового лагеря на Волеострове, кружились в виду нашей лодки. Мы много-много раз наблюдали за ними, а несколько раз, взобравшись повыше на скалы, принимались их считать. Всякий раз получалось от трёх до восьми китов в поле зрения наблюдателя. Это радовало и согревало душу, поскольку море было живым.

Все эти дни видимость была прекрасная, море спокойное, так что расстояние, на котором можно было уверенно различать белух составляло от 2 до 5 км в зависимости от высоты точки наблюдения. Соответственно, площадь обозреваемой акватории составляла от 6 до 40 км2. Интересно, что почти всё это время, почти все белухи держались далеко друг от друга, на расстоянии от 100 метров до нескольких километров, и лишь несколько раз 2 - 3 белухи сближались на расстояние до 50 метров и ближе, причём на короткое время. Это говорило о том, что они зашли сюда для индивидуальной рыбалки, хорошо знают акваторию, и в период наблюдений не испытывали заметных стрессов.
Взрослая белуха в устье реки Каннингем, о. Сомерсет, Нансен Вебер
Следующие три дня, 26 – 28 июня, на участке от устья реки Умбы до Пильской губы мы видели их по одному-два раза, общей численностью от одной до четырёх особей. В том числе один раз мы наблюдали как три или четыре белухи довольно долго играли на одном месте, это как раз и был случай общения между ними. В целом, в эти три дня мы наблюдали их гораздо реже, но и этого хватало. Ощущение присутствия белых китов где-то рядом не покидало нас, и мы чётко знали для кого стараемся – чистим море.

Во время встреч на воде, к белухам мы не устремлялись, а продолжали идти своей дорогой, не меняя курса. Только лишь немного сокращали обороты двигателя, чтобы меньше шуметь. Тем не менее, за шесть дней беломорской экспедиции белухи несколько раз проходили в 40 – 60 метрах от нас.
~
На Баренцевом море всё было по-другому. За 29 дней с 31 июля по 28 августа мы видели китообразных всего 4 раза.

Первая встреча произошла 8 августа. Она была короткой, можно сказать «мимолётной». На переходе между губами Орловской и Завалишина мы увидели двух морских свиней, довольно близко – примерно в 12 – 14 метрах от лодки. Однако видели только одно выныривание. На поверхности моря в этом месте плясали довольно большие хаотические волны, заметить в таких условиях морских свиней повторно – дело почти нереальное, поэтому мы даже не сбавили газа.
Североатлантическая морская свинья (Phocoena phocoena phocoena) – редкий, сокращающийся в численности вид, многие годы не наблюдается в Белом море. Занесена в Красный список МСОП, Красные книги России, Архангельской области, Ненецкого автономного округа.
А уже следующая встреча стала для нас «холодным душем». Она резко охладила пыл всех участников, давно, возможно годами мечтавших о встрече с китами и дельфинами. Но в первую очередь эта встреча повлияла на организаторов: мы поняли, что в этом году, при существующей культуре наблюдения за китами в Териберке, приближаться к китам и оставаться с ними рядом допустимо только в такие моменты, когда в радиусе нескольких километров от твоей лодки нет ни одной другой лодки или судна.

Что же произошло?

II. Малый полосатик

Портрет нашего героя. Северный малый полосатик во всём его великолепии. Подобные прыжки иногда можно увидеть вблизи Териберки, но, чтобы сделать такой кадр необходимы профессионализм фотографа, плюс полное доверие кита, плюс изрядная удача. Это фото сделано сотрудником компании «Семь морей» в водах залива Массачусетс.
Начнём с того, что все волонтёры экспедиции «Чистый териберский берег» мечтают о встрече с китами. Мы много рассказываем участникам о китах и дельфинах, и обещаем сделать так, чтобы встреча с этими удивительными загадочными существами, если она состоится, прошла на самом высоком уровне: вежливо, спокойно, к взаимному удовольствию обеих сторон. А в качестве наиболее вероятного собеседника из числа крупных китообразных называем малого полосатика. Из наших описаний волонтёры знают насколько он красив, знают как правильно искать китов, и поэтому часто обводят горизонт глазами в надежде на желаемую встречу.

10 августа наша команда высадилась на северном берегу полуострова Деплоранского. Мы приехали туда чтобы повторно очистить от пластика пляж Больших волн. Работу сделали на удивление быстро: 7-ми героям потребовалось всего 20 минут, чтобы полностью восстановить чистоту, наведённую там в прошлом году. Потом отправились по тропе полюбоваться на прибрежные скалы. И вот, выходим на смотровую точку и видим:

Из-за мыса со стороны Териберки появляется и быстро движется вдоль берега плотная группа прогулочных судов и катеров. Почти с первых секунд стало понятно, что они видят китов или дельфинов, поскольку кроме гула моторов оттуда донеслись два взрыва радостных криков и визгов.

Траектория движения группы пролегла в 200-250 метрах от берега, то есть в 250-300 метрах от нас. Двигались суда довольно быстро, со скоростью 13-18 км/час. В основной группе было восемь, потом девять судов, шли в 2 - 3 ряда, растянувшись на 80 – 100 метров, ещё три судна шли немного позади на разном расстоянии (до 200 метров от головного). То одно, то другое судно из головной группы периодически вырывалось вперёд, с рёвом обгоняя других.

Когда группа проходила мимо нас, мы, наконец, увидели животное, которое они преследовали. Это был малый полосатик, небольшой, примерно 7 – 8 метров длины. На наших глазах он выныривал для вдоха трижды. При этом дважды – сначала один, потом другой катер в эти моменты едва не наезжали ему на хвост. Так было на самом деле или так казалось с нашей точки зрения. Расстояние между китом и вырывавшимися вперёд катерами оба раза сокращалось до расстояния не больше длины преследующего судна, то есть до 5 - 7 метров. Основная же группа преследователей двигалась на расстоянии 25 – 120 метров от кита. В нашем поле зрения преследование продолжалось менее 4-х минут, после чего вся группа скрылась за мысом.

Сказать, что это зрелище было неприятным – не сказать ничего. Все присутствующие были шОкированы, расстроены. За кита было больно. У одной девушки на глазах стояли слёзы. Лица остальных выражали или гнев, или недоумение.

Было ли это настоящим «наблюдением за китом»?

Конечно же нет, мы видели плотное коллективное преследование одиночного животного, с особо грубыми наскоками двух участников. Воспринять происходящее как-либо иначе было невозможно. Кит шёл как по линейке, стараясь уйти от преследователей, но из-за отсутствия волнения, и при таком количестве следящих за ним глаз, у него не было ни малейших шансов скрыться.
Как понять состояние кита?
Для этого надо следить за изменениями в скорости и направлении движения, за частотой дыхания животного. Малые полосатики – довольно быстрые киты, они способны развивать и десятки минут удерживать скорость 25 - 30 км/час. На длительных переходах могут очень долго идти со скоростью 13 - 15 км/час, но в спокойном состоянии, во время поиска пищи движутся обычно медленнее: 10 – 12 км/час. Однако скорость – не главный показатель состояния кита. Наиболее важным показателем является частота дыхания.

В спокойном состоянии кит дышит редко, а в стрессовой ситуации – в два-четыре раза чаще. В первую очередь при нарастании стресса сокращается продолжительность глубокого ныряния. А вот на частоте вдохов поверхностных серий («вентиляции лёгких») это отражается значительно меньше, и чаще после того как животное утомится. Частота дыхания зависит от возраста и многих других обстоятельств, но в целом сокращение средней продолжительности глубоких ныряний от нормальных 3 – 6 минут до 2 минут означает стресс или заметную физическую нагрузку. Сокращение продолжительности глубокого ныряния до 1 минуты или менее означает экстремальный стресс, высокое напряжение сил, или даже панику.

В этот раз за 4 минуты наблюдения мы успели (по крикам пассажиров) частично отследить три серии вдохов, соответственно между сериями было два глубоких заныривания продолжительностью менее полутора минут. Это означает, что преследуемый полосатик был на грани сильного стресса, или же в умеренном стрессе, но при этом уже сильно утомлён.

Вторым признаком напряжённого, зависимого состояния кита было прямолинейное движение на длинном отрезке пути. В спокойном состоянии киты, как и все другие животные, движутся со множеством отклонений в разные стороны.
В увиденной нами сцене не было ни красоты, ни желания познания, ни уважения к дикому животному, ни элементарной осторожности. Со стороны совершенно не понятно было: чему радовались туристы, которые находились на этих судах.

Иначе как взаимным зомбированием объяснить такую бесчувственность большого количества людей невозможно. «Если все кругом так делают, значит это нормально. Если капитаны так делают, значит это допустимо. Если говорят, что кит не обращает на нас внимания и идёт по своим делам, значит так и есть. Если кит пускает фонтаны, значит надо радоваться.» Видимо таким образом отключаются все мозги, все собственные ощущения.

Сходные сцены коллективного гипноза или зомбирования можно наблюдать в каждом дельфинарии или океанариуме, на каждом представлении. Даже человек с самостоятельным мышлением, понимающий животных и прекрасно знающий негативные факты о неволе дельфинов, во время шоу поддаётся общему настроению, захватывающей искусной лжи массовиков-затейников, драйву музыки, лживым улыбкам тренеров. То же самое, очевидно, происходило и здесь.

А мы, семь человек, находились хотя и близко, но не в толпе, не на борту. Нас не заводил общий темп движения, мы не ощущали себя в эскадре, не видели уверенных лиц капитанов, улыбающихся гидов, поддавшихся восторгу туристов. Расстояние и гул моторов заглушали слова и радостные крики. Так что массовый гипноз не оказывал на нас влияния, мы имели возможность оценивать происходящее объективно.

Кто-то может возразить, что мы находились далеко, и не могли видеть на каком расстоянии от линии движения кита находилось то или иное судно, что суда шли за китом не сзади, а достаточно далеко по сторонам, а это трудно увидеть наблюдающему сбоку…

На это отвечаем: НЕТ, никакой ошибки в нашем восприятии не было. Мы стояли на скале примерно в шести метрах над уровнем моря, соответственно наши глаза наблюдали за происходящими событиями с высоты около 7,5 метров. На расстоянии, с которого мы наблюдали за происходящим, этой высоты вполне достаточно, чтобы чётко рассмотреть разделение кавалькады на полосы движения. Но этого не было. Наоборот, кит и все суда двигались в одной и той же узкой полосе. Таким образом, если не все, то абсолютное большинство судов в течение всей сцены буквально «дышали в затылок» киту, гнались за ним след вслед, и все до одного были недопустимо близко.

Иначе говоря, ВСЕ суда – участники сцены на данном отрезке пути безусловно не соблюдали Правила бережного наблюдения за китами, разработанные и распространённые Фондом. Также они все до одного нарушали все существующие нормативы и правила по защите морских млекопитающих, принятые в разных странах мира.

То, как вели себя на этом отрезке пути капитаны, называется плотным преследованием диких животных, и во многих странах мира карается штрафами в тысячи долларов за сам факт, даже без учёта, повлекло ли это за собой какие-то последствия для животного.
Например, закон США о защите морских млекопитающих (MMPA) запрещает преследование, охоту, убийство или кормление диких китообразных. Нарушение закона может повлечь за собой гражданское наказание на сумму до 11 000 долларов США или уголовное наказание на сумму до 100 000 долларов плюс один год тюремного заключения.

Другой пример – Австралия. Там штрафы за преследование дельфинов составляют до 3 698 австралийских долларов, причём преследованием считается преднамеренное приближение к дельфинам ближе, чем на 100 метров (с любой стороны), а для воднолыжников и буксирующих их катеров – ближе чем на 300 метров.

Это показывает, что преследование диких животных отнюдь не считается мелким хулиганством или небольшим проступком. Наказание за это приравнивается к наказанию за преследование и/или убийство чужих домашних животных, а иногда и превосходит его.

…Надо ли говорить о том, насколько гнетуще повлияло массовое нарушение судоводителями Правил бережного наблюдения за китами на организаторов экспедиции «Чистый териберский берег 2023»? Ведь мы принимали непосредственное участие в их разработке и распространении, искренне надеялись (и надеемся), что хотя бы часть капитанов их придерживается!

Обсуждение и осмысление событий 10-го августа продолжалось несколько дней. Неоспоримый факт 100-процентного несоблюдения Правил одновременно двенадцатью капитанами, из которых как минимум семеро были капитанами прогулочных судов, обрушил иллюзии и изменил наши планы.

Что же касается выводов лично для себя, мы приняли следующие решения:
1. Ни в коем случае не приближаться к наблюдающим за китами судам, чтобы в таких ситуациях не добавлять китам и дельфинам шума и стресса. Пусть весь ущерб, наносимый китам, остаётся на совести тех, кто принимает в этом участие;
2. Просить Фонд как можно быстрее доработать Правила бережного наблюдения за китами, дополнив их рекомендациями по коллективному наблюдению за китами с нескольких судов одновременно;
3. Пересмотреть стратегию и способы продвижения Правил бережного наблюдения, найти более действенные способы. До следующего лета сделать всё что мы можем, чтобы донести Правила до максимально большего количества судоводителей, туроператоров, рыбаков, туристов.
Образец вежливого общения с малым полосатиком на Гебридских островах.
Можно ли заслужить доверие малого полосатика?
Это сложнее, чем заслужить доверие любого другого из крупных китообразных. Не смотря на международный мораторий на китобойный промысел, охота на малых полосатиков в Северной Атлантике не прекращается до сих пор. Норвежские китобои и сегодня ежегодно убивают сотни особей, исландские возвращаются к промыслу периодически. При этом малые полосатики относятся к умнейшим животным на Земле и безусловно обладают хорошей памятью.

Киты, посещающие воды вблизи Териберки, и те, на которых охотятся норвежцы и исландцы – одна и та же популяция, поэтому высока вероятность того, что наши киты лично сталкивались с жестокостью, помнят об этом, или же обучены сородичами избегать человека.

Тем не менее, в Северной Атлантике есть места, где малые полосатики не боятся людей, спокойно плавают у борта прогулочных судов и с любопытством разглядывают пассажиров. То есть определяющим фактором являются именно местные традиции.

Но удастся ли туроператорам и защитникам китов добиться создания комфортной, дружеской к китам атмосферы в Териберском заливе?

Это зависит от каждого выходящего на воду судоводителя, и от каждого пассажира на судах и лодках.
Если вы турист, знайте – от вас зависит многое. Не покупайте коротких туров (спешка капитанов нередко является причиной нарушений), не просите капитана приблизиться к животным (капитан и сам стремится к этому, но без давления сделает это правильнее, без нарушений допустимых расстояний, с меньшей вероятностью напугать животных), изучите Правила бережного наблюдения за китами и требуйте от капитана и экскурсовода их неукоснительного соблюдения.

III. Беломордые дельфины


Встреча с ними произошла на следующий день, 11 августа. Пять крупных беломордых (белоклювых) дельфинов прошлись пару раз возле берега у Орловского пляжа, и мы сразу же, все кто были рядом, бросились к лодке. Увидеть стаю беломордых дельфинов было нашим заветным желанием.

На воде в этот момент была только лодка помогавшего нам с уборкой на пляже местного жителя и проводника Игоря. Он бежал вместе с нами. Запрыгнули в лодку и пошли сбоку параллельным с дельфинами курсом, удерживая дистанцию сначала 150 - 180 метров, потом потихоньку сократив её до 120 - 130 метров.

Момент для наблюдения был удачный, лодок и судов поблизости не было, поэтому мы не боялись навести на дельфинов беду. На море было лёгкое волнение, мотор работал почти на самых малых оборотах. Дельфины плыли на удивление медленно, обследуя подводные интересности и периодически резвясь. Поэтому мы имели полную возможность насладиться их созерцанием.

А красивы беломордые дельфины необыкновенно. В среднем они немного крупнее черноморских афалин, но спинные плавники у них значительно крупнее, в полтора или более раза. Причём плавники у них чёрные, изогнуты меньше, чем у афалин. Спина перед плавником аспидно-чёрная, а за плавником у большинства особей имеется белое или серое пятно. В результате спина беломордого дельфина по расцветке и форме плавника напоминает спину самки или молодого самца косатки. Размеры тела, конечно же, совсем другие, но в море бывают ситуации, когда размеры можно легко перепутать. Так что туристы в Териберке, особенно те, кто бывали на Дальнем Востоке, завидев беломордых дельфинов, очень часто принимают их за косаток.

Расцветка боков и живота беломордых дельфинов не напоминает расцветку косаток, но ведь это скрыто под водой. Поэтому главное визуальное отличие беломордых дельфинов от косаток в другом: беломордые дельфины гораздо резвее. В среднем они движутся лишь немного быстрее косаток, но относительно пропорций тела, их скорость превосходит скорость косаток в 4 -5 раз. При наблюдении в море это сразу же бросается в глаза – непропорционально высокая скорость.

Но нам повезло. В этот раз дельфины абсолютно никуда не торопились, они останавливались, по несколько раз ныряли на одном месте, разглядывая что-то на дне, заходили в мини-заливчики. У поворота в Лисью бухту стайка вдруг повернулась и, к нашему восхищению, пошла прямо на нас. Мы не меняли курса и скорости. Дельфины приблизились и пошли рядом с лодкой, в нескольких метрах от борта. Двое или трое прошли под лодкой, рассматривая нас, в одну, потом в другую сторону, затем, приноровившись, пошли справа, с нашей скоростью примерно в 8 – 10 метрах от борта. Хозяин лодки, Игорь, не выдержал, разделся и нырнул, чтобы поплавать с ними. Удержать его словами не получилось. Но его нырок не испугал дельфинов. Они были у себя дома и оставались хозяевами положения. Вода была холодная, так что Игорь уже секунд через 20 повернул обратно, мы остановились и забрали его. Дельфины крутились рядом с нами, вероятно разглядывая Игоря и его возвращение в лодку, потом повернули в сторону берега, отдалились от нас примерно на 120 метров и пошли прежним курсом.
Беломордый дельфин ( Lagenorhynchus albirostris) на привычной для него скорости.
В целом, пятеро дельфинов провели совсем рядом с нами не более двух с половиной минут, но нам это показалось целой историей! В эйфории мы продолжали двигаться параллельно движению стаи, но вскоре увидели приближающийся встречный туристический катер, развернулись и пошли на базу, чтобы сократить для дельфинов фактор беспокойства.

Эта встреча стала полной противоположностью предыдущей. Дельфины, похоже, остались довольны. А волонтёры разве что не прыгали от счастья. Они воочию убедились к каким поразительным результатам может приводить настоящее вежливое наблюдение.

IV. Дельфины и отмороженный капитан


Четвёртая встреча с китообразными на Баренцевом море случилась 14 августа, когда куратор экспедиции Владимир Латка вывозил в Териберку вторую партию мешков с пластиком. Лодка была нагружена «с горой», двигалась в медленном темпе. На повороте у мыса Деплоранского Владимир увидел высоко выпрыгивающих в воздух дельфинов. Недалеко от них находился большой прогулочный катер «Кострома» с туристами на борту. Капитан вёл себя вежливо, и дельфины чувствовали себя в безопасности. Вот что рассказывает об этом случае Владимир:

«Я увидел шесть или семь высоких прыжков дельфинов. Они находились примерно в 70 метрах от судна Кострома, медленно двигающегося в дрейфе. Увидев это с расстояния около 300 метров, я развернул лодку и на самом малом ходу пошёл в сторону, противоположную движению дельфинов, не приближаясь к ним, но медленно приближаясь к катеру (сделал так, чтобы уменьшить количество подводного шума и не терять из виду происходящие события). Это были те же самые пять беломордых дельфинов, с которыми мы познакомились три дня назад. И я искренне порадовался за вежливого капитана Костромы и его пассажиров, ведь у них перед глазами по воле дельфинов сейчас разворачивалось фантастическое шоу.

Но буквально следом за мной высоко прыгающих дельфинов заметили ещё с одного судна. Серый скоростной катер, находившийся метрах в 500 от дельфинов со стороны моря, неожиданно взревел и помчался к ним на большой скорости. Он въехал прямо в группу. Прыжки прекратились. Дельфины устремились в ту сторону, откуда я только что ушёл, но капитан серого катера заметил их движение и с рёвом понёсся следом. Второй наглый наскок катера привёл к тому, что дельфины начали убегать, меняя направления движения. Но катер раз за разом настигал их почти на каждом выдохе-вдохе, въезжая в центр группы. Какой целью задался неадекват, стоявший у руля на катере, я не знаю. Покалечить кого-то из дельфинов, или навсегда отбить у них охоту выпрыгивать из воды, или навсегда отвадить от Териберки? Других версий не возникало, ведь очевидно было, что ты всё испортил, что дельфины пытаются убежать, так зачем же продолжать и продолжать, и так агрессивно? На борту катера находились четыре туриста, о чём думали они? Катер «Кострома» очень медленно двигался в сторону баталии, очевидно не зная, что предпринять. А я был очень зол; но и дельфины, и преследующий их серый катер двигались слишком быстро, с нагруженной до отказа лодкой у меня не было шанса догнать их. А если бы и был, попытка остановить наглеца могла бы привести к нарастанию хаоса, к ещё большему осложнению ситуации для дельфинов. Поэтому я развернулся и, скрепя сердце, продолжил свой путь. Сколько продолжалось это издевательство над дельфинами – не знаю.»

… Вот такое болезненное, обескураживающее «продолжение» после первой, столь радостной встречи с беломордыми дельфинами.
~
Подводя итог, можно сказать, что оба раза, когда участники экспедиции стали свидетелями «наблюдения за китами» в Териберском заливе, это «наблюдение» происходило с грубейшими нарушениями правил, разработанных и изданных Фондом. Тринадцать из четырнадцати капитанов, которых мы увидели в деле, нарушали правила – преследовали диких животных. В том числе трое преследовали с крайней жестокостью; из них один оказался «беспредельщиком», мог нанести, и возможно нанёс дельфинам тяжёлые травмы. Исключением стал всего один судоводитель – капитан судна Кострома, который был аккуратен и соблюдал все правила.
Пострадавшие малый полосатик и пять беломордых дельфинов скорее всего никогда больше на зайдут в Териберский залив, они будут обходить его стороной, и приучать к этому своих потомков. Им нанесён серьёзный ущерб. Также, из-за сокращения посещаемости китами, ущерб понесли экосистемы Териберского залива, туристы, мечтавшие о встречах, и, следовательно, туристическая отрасль Мурманской области.
Нежданно-негаданно, при том, что мы занимались другими делами, мы дважды получили подтверждение остроты проблемы преследования китов в Териберке. Это подкрепило свидетельства о подобных инцидентах из нескольких других источников и позволяет нам утверждать, что угроза распугивания и утраты китов в Териберке слишком велика, чтобы пренебрегать ею.

На фоне смещения на север популяций китообразных из экваториальных и умеренных вод Атлантики, китов в Териберке с каждым годом должно становиться больше. Но роста не наблюдается, и наиболее вероятной причиной этого является увеличение фактора беспокойства. Как бы ни росла популяция китообразных в Баренцевом море, если хотя бы 10% китов, заходящих в залив, подвергается жестоким преследованиям, получает физические или психические травмы, количество заходов будет только сокращаться, пока они не станут совсем случайными.

Обидно будет утратить шансы на создание в России красивой, экологически устойчивой индустрии наблюдения за китами. Тем более, что это не так уж сложно сделать.

Со своей стороны, Фонд защиты китов намерен активизировать усилия в этом направлении. У нас есть конкретные наработки и предложения. Приглашаем к сотрудничеству всех, у кого есть желание и возможность принять участие в решении проблемы.
В заключение добавляем красивое фото, сделанное не профессионалом, но с борта очень вежливого судна в водах Шотландии. Малый полосатик медленно, спокойно проходит вдоль борта. Контакт происходит по желанию кита, его ничто не раздражает, на судне отключены все двигатели и эхолот.