1. Оставаться собой. Не брать пример с нарушителей, не поддаваться ажиотажу, зависти, не поддаваться призывам клиентов. (Горячее сердце, холодная голова.) Соблюдать все правила, даже если нарушают все вокруг. Помнить, что мой бизнес зависит не от удовлетворения мимолётных желаний клиентов, а от сохранения приемлемой обстановки для китов, от того, останутся ли они в этих водах завтра, от их желания вернуться сюда в следующем году.
2. Становиться в порядок. Держаться в группе с другими судами, в одном секторе шириной 90° – 100° от китов: в первом ряду 3 - 4 судна (в зависимости от размеров), во втором 4 – 5 судов, в третьем 5 – 7 судов. Размещать своё судно в последнем ряду, перемещаться в передние ряды только в порядке очереди. Если в группе наблюдения нет свободных мест, ожидать в стороне, на значительном отдалении. Наветренную сторону Зоны наблюдения за китами не занимать.
Образцы размещения и передвижения судов в секторе наблюдения изображены на Схемах коллективного наблюдения №1 и №2. (Закреплены под правилом 9.) Следовать той Схеме, которая соответствует скорости движения наблюдаемых китов.
3. Не более 24 минут! Ограничивать себя по времени, проводить рядом с китами, в переднем ряду наблюдения, не более 24 минут. Мне и моим пассажирам этого достаточно, а для ожидающих во втором и третьем рядах – критично. Этого времени также достаточно, чтобы высадить пловцов с масками и трубками, им сплавать к китам и обратно, и принять их обратно на борт. Придерживаться правила «24-х минут» всегда, в том числе когда моё судно один на один с китом или группой китов.
4. Предоставлять широкую дорогу. При ускорении китов до скорости свыше 5 км/час, двигаясь параллельным с ними курсом, не выходить вперёд, то есть оставлять им весь сектор 180° по ходу движения для свободного выбора направления. При плавном повороте китов в нашу сторону, так же плавно отклоняться от них, не принуждая их ускоряться или подныривать под нас. При ускорении китов до скорости свыше 7-ми морских узлов (13 км/ч, скорость бегуна на длинные дистанции), прекратить наблюдение и оставить животных в покое. При резкой смене направления движения китов на скорости от 5 до 13 км/ч в нашу сторону, снизить скорость движения до самых малых оборотов и продолжать движение прямо, тем самым позволяя китам безопасно пройти под группой судов наблюдения.
5. Отпускать уставших. Прекращать наблюдение, если при следовании параллельным с китами курсом, они трижды или более раз подряд повернули в сторону от нас, то есть настойчиво стараются удалиться от судов наблюдения.
6. Упреждать окружение. Не окружать китов не только действиями, но и бездействием. В том числе избегать прижима китов к берегу, мелководью, стоящим судам. Стремиться упредить окружение, предусмотрительно заранее освобождая проход или сектор. Быть вежливее, чем окружающие, подавать пример своим поведением.
7. Следить за ветром. Избегать ветрового наваливания на китов, непрерывно наблюдая за изменениями направления ветра. При заходе ветра за спину (если смотреть на китов), своевременно начать корректировку положения судна и всей группы, согласовывая действия с другими капитанами первого ряда и не допуская нарушения границы личного пространства китов (100 метров от ближайшего кита) под воздействием дрейфа. Всем капитанам второго и третьего рядов смещаться, ориентируясь на перемещения судов первого ряда.
8. «Заморозка» группы в случае вторжения китов. Если киты по собственной воле заходят в центр движущейся или стоящей на месте (дрейфующей) группы судов наблюдения, не менять скорости и положения судна относительно других, не покидать группу, пока все киты не выйдут за её пределы и не удалятся от ближних к ним судов на расстояние более 100 метров. Если ветровая обстановка перед вторжением китов позволяет, согласованно с другими судоводителями снизить обороты до минимума (не останавливая двигателя), перейти на холостой ход (отключить передачу на винты). Это обезопасит животных от повреждений винтами и позволит китам лучше ориентироваться при нырянии между судами. Если обстановка на море не позволяет перейти на холостой ход, сохранять движение на самом малом ходу, без перегруппировки. Ни в коем случае не включать реверс во время нахождения китов под судами или между ними, поскольку в таких случаях часто происходит травмирование.
9. Не входить в «замороженную» группу. Если киты подошли к группе судов наблюдения и тем самым «заморозили» её, а моё судно находится на расстоянии 100 или более метров от «замороженных», не приближаться к группе, а осуществлять наблюдение со стороны, с соблюдением обычных правил и дистанций. Если киты захотят, они подойдут позже и ко мне.