ПРАВИЛА КОЛЛЕКТИВНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА КИТАМИ

Китов надо беречь. В прибрежных морских районах один из главных инструментов достижения этой цели – соблюдение Правил наблюдения за китами. Сегодня это особенно важно на Баренцевом море, на акваториях от Дальних Зеленцов до полуострова Рыбачий.

На фото: наезд на кита в Провинстауне, США. Капитан судна был оштрафован на 17000 USD

Выполняем наше давнее обещание. Публикуем «Правила коллективного наблюдения за китами с участием 2-х и более судов»

Весной 2021 Фонд защиты китов разработал Правила бережного наблюдения за китами. Они были ориентированы на практику, существовавшую на Баренцевом море в 2018 – 2020 годах. В то время туристические группы наблюдали почти исключительно за одиночными китами, за малыми полосатиками («китами минке»). Судов, специализировавшихся на наблюдении за китами были единицы, и очень редко возле какого-либо кита собиралось хотя бы три судна. В те годы на наблюдении за китами частично специализировались всего 1 – 3 гида-проводника.

Обстановка в море изменилась зимой 2021/2022, когда в Териберский залив впервые стали заходить маленькие группы горбачей. Киты оказались дружелюбны, явно имели опыт общения с туристическими судами, и не боялись их. История повторилась в следующие две зимы. Это привело к взрыву спроса на китов и внимания к этому направлению со стороны гидов, туроператоров и судовладельцев, работающих в Териберке, Ура-Губе, Лиинахамари, на Рыбачьем и Среднем. В Мурманской области началось стремительное формирование индустрии наблюдения за китами. Там, где 5 лет назад изредка работало одно судно, а три года назад – пять судов, сегодня регулярно работает уже более 30-ти судов. Плюс к этому, по всему побережью области стремительно увеличивается «москитный флот» рыболовных и рекреационных лодок.

Эти обстоятельства за три года в корне изменили картину «наблюдения за китами». Оно стало коллективным, массовым, регулярным. Китам это приносит много неприятностей. Правил почти никто из судоводителей не соблюдает, шумовое воздействие и скорости нарастают, преследование всё чаще становится непрерывным. Вокруг китов нередко собираются 10 – 15, и даже более судов. Что же будет дальше? Если ничего не предпринимать, ущерб животным будет нарастать, и большинство китов будут обходить наши воды стороной.

Летом 2021 мы осознали необходимость разработки правил коллективного наблюдения, но не стали тормозить 1-е издание Правил бережного наблюдения за китами, торопясь донести до судоводителей хотя бы базовую информацию.

Правила и Схемы-листовки были опубликованы в августе 2021 года, при этом в сообщении о выпуске мы обещали доработать их в части коллективного наблюдения.

Добраться до этого, увы, удалось только сейчас*. Публикуем это столь необходимое дополнение.

Уважаемые туроператоры, судовладельцы, капитаны судов и гиды, специализирующиеся на наблюдении за китами, возьмите данные Правила себе на вооружение и начинайте неукоснительно их соблюдать!


Строительство цивилизованной индустрии наблюдения за китами в Мурманской области теперь находится в ваших руках.

Ссылки для скачивания Правил и Схем в формате PDF смотрите в конце публикации.

ПРАВИЛА КОЛЛЕКТИВНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА КИТАМИ

с участием 2-х и более судов

(для капитанов)

1. Оставаться собой. Не брать пример с нарушителей, не поддаваться ажиотажу, зависти, не поддаваться призывам клиентов. (Горячее сердце, холодная голова.) Соблюдать все правила, даже если нарушают все вокруг. Помнить, что мой бизнес зависит не от удовлетворения мимолётных желаний клиентов, а от сохранения приемлемой обстановки для китов, от того, останутся ли они в этих водах завтра, от их желания вернуться сюда в следующем году.

2. Становиться в порядок. Держаться в группе с другими судами, в одном секторе шириной 900 – 1000 от китов: в первом ряду 3 - 4 судна (в зависимости от размеров), во втором 4 – 5 судов, в третьем 5 – 7 судов. Размещать своё судно в последнем ряду, перемещаться в передние ряды только в порядке очереди. Если в группе наблюдения нет свободных мест, ожидать в стороне, на значительном отдалении. Наветренную сторону Зоны наблюдения за китами не занимать.

Образцы размещения и передвижения судов в секторе наблюдения изображены на Схемах коллективного наблюдения №1 и №2. (Закреплены под правилом 9.) Следовать той Схеме, которая соответствует скорости движения наблюдаемых китов.

3. Не более 24 минут! Ограничивать себя по времени, проводить рядом с китами, в переднем ряду наблюдения, не более 24 минут. Мне и моим пассажирам этого достаточно, а для ожидающих во втором и третьем рядах – критично. Этого времени также достаточно, чтобы высадить пловцов с масками и трубками, им сплавать к китам и обратно, и принять их обратно на борт. Придерживаться правила «24-х минут» всегда, в том числе когда моё судно один на один с китом или группой китов.

4. Предоставлять широкую дорогу. При ускорении китов до скорости свыше 5 км/час, двигаясь параллельным с ними курсом, не выходить вперёд, то есть оставлять им весь сектор 1800 по ходу движения для свободного выбора направления. При плавном повороте китов в нашу сторону, так же плавно отклоняться от них, не принуждая их ускоряться или подныривать под нас. При ускорении китов до скорости свыше 7-ми морских узлов (13 км/ч, скорость бегуна на длинные дистанции), прекратить наблюдение и оставить животных в покое. При резкой смене направления движения китов на скорости от 5 до 13 км/ч в нашу сторону, снизить скорость движения до самых малых оборотов и продолжать движение прямо, тем самым позволяя китам безопасно пройти под группой судов наблюдения.

5. Отпускать уставших. Прекращать наблюдение, если при следовании параллельным с китами курсом, они трижды или более раз подряд повернули в сторону от нас, то есть настойчиво стараются удалиться от судов наблюдения.

6. Упреждать окружение. Не окружать китов не только действиями, но и бездействием. В том числе избегать прижима китов к берегу, мелководью, стоящим судам. Стремиться упредить окружение, предусмотрительно заранее освобождая проход или сектор. Быть вежливее, чем окружающие, подавать пример своим поведением.

7. Следить за ветром. Избегать ветрового наваливания на китов, непрерывно наблюдая за изменениями направления ветра. При заходе ветра за спину (если смотреть на китов), своевременно начать корректировку положения судна и всей группы, согласовывая действия с другими капитанами первого ряда и не допуская нарушения границы личного пространства китов (10о метров от ближайшего кита) под воздействием дрейфа. Всем капитанам второго и третьего рядов смещаться, ориентируясь на перемещения судов первого ряда.

8. «Заморозка» группы в случае вторжения китов. Если киты по собственной воле заходят в центр движущейся или стоящей на месте (дрейфующей) группы судов наблюдения, не менять скорости и положения судна относительно других, не покидать группу, пока все киты не выйдут за её пределы и не удалятся от ближних к ним судов на расстояние более 100 метров. Если ветровая обстановка перед вторжением китов позволяет, согласованно с другими судоводителями снизить обороты до минимума (не останавливая двигателя), перейти на холостой ход (отключить передачу на винты). Это обезопасит животных от повреждений винтами и позволит китам лучше ориентироваться при нырянии между судами. Если обстановка на море не позволяет перейти на холостой ход, сохранять движение на самом малом ходу, без перегруппировки. Ни в коем случае не включать реверс во время нахождения китов под судами или между ними, поскольку в таких случаях часто происходит травмирование.

9. Не входить в «замороженную» группу. Если киты подошли к группе судов наблюдения и тем самым «заморозили» её, а моё судно находится на расстоянии 100 или более метров от «замороженных», не приближаться к группе, а осуществлять наблюдение со стороны, с соблюдением обычных правил и дистанций. Если киты захотят, они подойдут позже и ко мне.
Схема №1
Схема №2

* - В настоящее время Фонд дорабатывает Правила бережного наблюдения за китами, с включением в них правил коллективного наблюдения. Издание 2-е, доработанное и исправленное, мы планируем опубликовать в ближайшее время.