Ошибочные стратегии наблюдения и их противоположность
Существует всего 6 стратегий поведения судоводителей по отношению к китообразными. Вот список в порядке убывания наносимого ущерба:
Первая – охота на китов, то есть преследование с целью убийства (добычи).
Вторая – «езда по головам» – плотное, настойчивое преследование с целью развлечения, или травмирования, или изгнания китообразных с данной акватории.
Третья – умеренное преследование или подрезание (пересечение направления движения) спереди в процессе наблюдения за ними на небольшом (несколько десятков метров), но «безопасном» с точки зрения капитана судна расстоянии.
Четвертая – игнорирование, то есть отсутствие всякого внимания к ним во время судовождения.
Пятая – следование сбоку параллельным курсом с целью наблюдения на рекомендованной учёными скорости, на рекомендованном расстоянии.
Шестая – полная остановка двигателей и тихое наблюдение.
Всем шести стратегиям можно присвоить условные цвета.
Первая и вторая стратегии имеют ярко-красный цвет, они одинаково убийственны для китообразных, несут смерть и разрушение семей, разделяя детёнышей с матерями. Преследование (включая подрезание) диких животных во многих странах мира карается большими денежными штрафами, тюремными сроками. И убийство, и изгнание китообразных в равной степени ведут к обеднению и деградации морских экосистем, сокращению продуктивности океана в данном районе, в частности – к сокращению рыбных запасов.
Третья стратегия – умеренное преследование и подрезание – имеет красно-оранжевый цвет, то есть столь же недопустима и наносит существенный ущерб китообразным. Данной стратегии обычно придерживаются капитаны, не знающие правил наблюдения за китами и особенностей психологии китообразных, но желающие доставить максимум удовольствия пассажирам на борту. Они по-своему бережно относятся к китам и дельфинам, «по головам» стараются не ездить, однако стремятся раз за разом максимально сблизиться с китами, чтобы пассажиры могли рассмотреть их как можно ближе. Такое безобидное на первый взгляд управление судном часто приводит к травмам животных, и всегда – к полному прекращению их естественного поведения, к бегству животных и к последующему избеганию ими встреч с этим судном и посещений местности, где происходило преследование или многократное подрезание. В странах, где преследование диких животных запрещено законом, такое преследование, наряду с описанным во второй стратегии, попадает в число уголовно наказуемых преступлений, или же наказывается большими денежными штрафами.
Четвертая стратегия – игнорирование присутствия рядом китов и дельфинов – имеет жёлтый (предупредительный и запрещающий) цвет. С ростом морского трафика, эта стратегия всё чаще приводит к травмированию или гибели животных, но в целом причиняет им меньше ущерба, чем предыдущие три стратегии, так как отсутствие повышенного внимания со стороны человека и уверенное следование судов по строго определённым маршрутам позволяет китам довольно быстро возвращаться к нормальной жизни после прохождения судов.
!!! Особым следствием стратегии игнорирования является катание дельфинов на носовой волне идущего своим курсом судна. Некоторые виды дельфинов очень любят это развлечение и, заметив подходящее им по скорости и направлению движения судно, сами устремляются к нему и тестируют его волну на пригодность для игр. Всякий случай скольжения (катания) дельфинов под носом судна воспринимается людьми на борту с восторгом, однако капитаны должны знать, что катание на волне короткого судна представляет для дельфинов смертельную опасность из-за близости винтов. Катать дельфинов на носовой волне без угрозы для их жизни и здоровья вы можете только в том случае, если длина вашего судна превышает длину дельфинов данного вида в 4 или более раз. В противном случае игнорировать такое катание недопустимо. Ради сохранения их жизни и здоровья вы обязаны замедлить ход, чтобы дельфины «остыли» и ушли по своим делам.
Пятая стратегия – следование параллельным курсом на безопасной дистанции (150-250 метров для китов и 80-125 метров для дельфинов) – имеет жёлто-зелёный цвет, то есть переходный к зелёному. Эта стратегия не безвредна для китообразных, поскольку даже небольшой шум моторов и винтов судна, медленно идущего параллельным курсом, нередко не позволяет китообразным слышать жизненно важные для них звуки. Тем не менее, при соблюдении судоводителями установленных безопасных дистанций и скорости, присутствие человека рядом с китами считается допустимым, поскольку наряду с умеренным отрицательным воздействием, имеет и положительные стороны: способствует просвещению населения и отчасти защищает животных от грубого преследования со стороны злонамеренных или неадекватных судоводителей.
Шестая стратегия – наблюдение за китами при полностью остановленных моторах с расстояния 100 и более метров (за дельфинами с 50 и более метров) – единственная, которой можно присвоить чисто зелёный цвет. Такое наблюдение не вредит животным, позволяет им спокойно жить своей жизнью, спокойно общаться и слышать все звуки, проявлять естественное любопытство – подходить к лодкам, разглядывать людей, позволять им прикоснуться к себе. Для людей такое наблюдение также является наиболее комфортным, так как они начинают в полной мере слышать и ощущать море, китов и всё, что их окружает. Всякий капитан судна, используемого для наблюдения за китами, должен стремиться к осуществлению именно этой стратегии.