«ТИХИЙ ЗВУК» ДЛЯ КОСАТОК МОРЯ САЛИШ И ДЛЯ ДЕЛЬФИНОВ МОРЯ ЧЕРНОГО
Южные резидентные косатки. Источник фото: orcaconservancy.org
Черноморские афалины и азовки в водах Черного моря и тихоокеанские косатки в водах моря Салиш на границе США и Канады испытывают одинаковые проблемы. Пути их сезонных миграций перекрываются оживлёнными судоходными каналами с высоким уровнем техногенного шума, нарушающего нормальную жизнедеятельность и распугивающего животных. Сильный и постоянный шум из множества источников может вынуждать животных отклоняться от маршрута, обрекать на голодовку, приводить к отказу от миграции, травмировать, и даже убивать.

Но во многих случаях этот ущерб может быть сокращён или даже сведён к нулю достаточно простыми организационными мерами.

Данной публикацией мы открываем новый проект Фонда защиты китов «Тихий коридор». Наши усилия будут направлены на разработку и инициацию локальных инициатив по добровольному снижению скорости (шума) судов и соблюдению «окон тишины», на акваториях, имеющих важное значение для китообразных и ластоногих в морях России. При разработке рекомендаций по сокращению шума мы будем опираться на научные данные и организационный опыт, накопленные подобными проектами по всему миру.
Актуальность проблемы подводного шума в России

В территориальных водах России есть несколько морских акваторий, имеющих важное значение для сохранения морских млекопитающих, одновременно несущих высокую транспортную, строительную, рыболовецкую и другие нагрузки.

Главный узел пересечения экологических и экономических интересов – это Керченский пролив. Экологическое значение пролива, в том числе для сохранения морских млекопитающих, беспрецедентно. Всеми биологами мира Чёрное и Азовское моря рассматриваются как единое целое, как одна большая морская экосистема. Биоразнообразие, благополучие и биологическая продуктивность этой большой экосистемы зависит от водообмена и регулярных сезонных миграций сотен видов морских животных через Керченский пролив. Это единственный, безальтернативный миграционный путь для всех китообразных Азовского моря (черноморских афалин и азовок), для более чем 40 видов рыб, в том числе для основных промысловых видов азово-черноморского бассейна и для 7-ми видов рыб, занесённых в Красные книги России и Краснодарского края, в Красный лист МСОП. Рыбопродуктивность Черного моря имеет значение для экономики всех причерноморских стран, в первую очередь для России, Турции, Украины, Румынии и Болгарии.

При этом Керченский пролив и подходы к нему – самый загруженный морской транспортный узел в территориальных водах России, включающий три морских порта, несколько рейдовых перегрузочных комплексов, два судоходных канала, ведущих к пяти портам Азовского моря, девять районов рейдовых якорных стоянок и четыре района ожидания лоцманской проводки. В этом морском районе в режиме активной эксплуатации постоянно находятся от 150 до 400 крупных судов под флагами десятков государств мира.

Следующими по напряженности точками пересечения судоходных путей с путями миграции морских животных являются ещё четыре морских района. Это (2) подходы к порту Новороссийск, (3) Кольский залив - походы к порту Мурманск), (4) Финский залив - подходы к портам Усть-Луга, Санкт-Петербург, Приморск, Высотск), (5) Амурский залив - походы к порту Владивосток с запада. Можно ли облегчить китам и тюленям проход через эти акватории? Да, это возможно. Одним из наглядных примеров является история охраны рыбоядных косаток племени SRKW (South Resident Killer Whales).

Южные резидентные косатки

Южные резидентные косатки, проживающее в море Салиш и прибрежных водах Тихого океана на границе США и Канады, являются самой изученной и самой охраняемой группой китообразных на земле. В настоящее время это сообщество (племя) косаток насчитывает всего 75 особей. Благодаря мерам, предпринимаемым общественностью, бизнесом, правительствами штата Вашингтон и провинции Британская Колумбия, это маленькое племя имеет возможность выживать в водах, активно используемых людьми для судоходства, рыболовства и рекреации. Опыт сохранения косаток в таких условиях имеет смысл изучать и использовать на благо китов в водах России.

Один из элементов этого опыта – программа для судоходной отрасли «Тихий Звук» (Quiet Sound), запущенная два года назад в штате Вашингтон (столица город Сиэтл). Об этом наш рассказ с приложением полезных ссылок.

Что такое «Тихий Звук»

Это программа снижения антропогенного воздействия крупных судов на косаток посредством добровольных мер. В координации со всеми заинтересованными сторонами, программа реализует инициативы по снижению шума, образовательные кампании и программы мониторинга косаток и подводного шума в системе морских заливов Пьюджет-Саунд (южной части моря Салиш). Программа находится в ведении стратегического альянса «Вашингтон Морской Синий» (Washington Maritime Blue). Основным мероприятием программы является ежегодная добровольная акция замедления коммерческих судов на рекомендованном учёными участке в период осенне-зимней миграции косаток.
~
Вторая ежегодная добровольная акция замедления коммерческих судов «Тихий Звук» запущена 12 октября 2023 года. Объявление о запуске акции сделано в связи с обнаружением утром 12 октября первых косаток в системе Пьюджет-Саунд. Акция продлится до 12 января 2024 года.
Сокращённая и адаптированная информация с сайта программы:

Инициатива направлена на поддержку сокращающейся популяции южных резидентных косаток путем снижения антропогенного подводного шума, который негативно влияет на общение и охотничье поведение животных.

В отчете программы «Тихий звук» о результатах первого добровольного замедления коммерческого судоходства в сезоне 2022/2023 говорится, что акция привела к снижению интенсивности подводного шума в зоне замедления в среднем почти вдвое (примерно на 3 дБ). Зона замедления судоходства привязана к критическим местообитаниям косаток, в том числе к местам их транзита, охоты и отдыха в период осенне-зимней миграции.

В период действия акции контейнеровозам, автоперевозчикам, паромам и круизным лайнерам предлагается добровольно снизить скорость до 14,5 узлов, а танкерам и балкерам – до 11 узлов в зоне длиной 22 морских мили через пролив Адмиралтейства и северную часть Пьюджет-Саунда.
На карте системы проливов Пьюджет-Саунд синим контуром выделена зона добровольного снижения скорости, оранжевым пунктиром – переходные зоны (торможения или разгона судов).
«Мы знаем, что это снижение скорости крупных судов приводит к потенциально спасительному снижению шума для южных косаток. Более низкие скорости ослабляют шум на тех частотах, которые косатки используют для общения и охоты, — говорит Рэйчел Аронсон, директор программы Quiet Sound. — В прошлом сезоне мы убедились, что выбрали правильное время года и правильное место для замедления темпа движения судов. Мы ценим наших морских партнеров за их стремление принять участие в акции в прошлом сезоне и надеемся на еще большее участие в текущем сезоне замедления».

Результаты контроля коммерческого судоходства в 2022–2023 годах:
• 70% из 670 судов, прошедших через зону замедления, снизили скорость
• 53% транзитных перевозок достигли предложенных целевых показателей скорости
• средний уровень широкополосного звука на критической акватории снизился на 2,8 децибел, что означает снижение интенсивности звука на 45%.
• Южные косатки-резиденты присутствовали в зоне замедления в течение 36 дней из 80-дневного замедления (45%).

«Мы ценим Quiet Sound за поддержку усилий, которые нас всех волнуют, и за то, что мы, как грузоперевозчики, проходящие транзитом через Пьюджет-Саунд, имеем возможность поддержать и принять в них участие, — говорит капитан Юки Эбина из компании MOL (Americas) LLC. — Океан и его среда обитания — наша коллективная ответственность».

Замедление судов в сезоне 2023/2024 будет отслеживаться с использованием системы гидрофонов, данных самих моряков и сообщений о китах от общественной организации Orca Network, при этом планируется задействовать более 80% имеющихся в этом районе средств сбора информации.
Две косатки рядом с местным паромом MV Wenatchee. Фото NOAA Fisheries.
В декабре «Тихий звук» проведет брифинг для прессы, выборных должностных лиц и руководителей организаций, входящих в руководящий комитет Quiet Sound, чтобы начать публикацию в режиме реального времени данных о замедлении в этом году.

Программа «Тихий звук» недавно получила некоммерческую награду Североамериканского агентства по защите морской среды (NAMEPA) за 2023 год и премию Национальной администрации по делам атмосферы и океанов (NOAA) за свою работу по защите южных резидентных косаток.

Дополнительные подробности о «Тихом звуке»

Программа ориентирована на добровольное участи широкого круга участников морской деятельности. В координации с властями штата, программа реализует инициативы по снижению шума, образовательные кампании и мониторинг в Пьюджет-Саунде. Программа находится в ведении стратегического альянса «Вашингтон Морской Синий» (Washington Maritime Blue), призванного ускорить создание устойчивой морской «синей экономики».

Юридически «стратегический альянс» является некоммерческой организацией, он объединяет прежде всего руководителей крупного и среднего бизнеса.

Тихий Звук – не единственная программа стратегического альянса. Приводим (сокращённо) интересные объявления и факты с сайта этой организации:

Бизнес-акселератор альянса Вашингтон Морской Синий объявляет о начале рассмотрения заявок от стартапов и новых предприятий, ищущих инновационные решения по направлениям:
- синяя экономика (рост экономической эффективности морского сектора),
- сокращение климатического кризиса, поддержка здоровья океана и морской среды,
- содействие созданию устойчивых и справедливых прибрежных сообществ.

Морской акселератор является одним из направлений взаимодействия альянса с портом Сиэтл и коммерцией с целью сделать наш регион и штат ведущим мировым центром устойчивой морской и океанской промышленности путем поддержки стартапов на ранних стадиях и создания системы взаимной поддержки инноваций.
Порт Сиэтл/Такома – один из наиболее активно используемых портов США: занимает пятое место по перевалке контейнерных грузов, крупнейший порт на северо-западе страны, по количеству прогулочных судов уступает только порту Форт Лодердейл (Флорида).
Почему стоит сосредоточиться на море? Инновации в морском секторе имеют решающее значение для процветания экономики и сохранения нашей планеты, драгоценных природных ресурсов и жизни в океане. Найти способ обеспечить экономический рост и одновременно вернуть жизнь и благополучие нашим океанам и акваториям на водных путях — непростая задача, но штат Вашингтон должен взять на себя ее решение, если отрасль хочет процветать для следующего поколения морских работников.

Морская отрасль является одной из старейших в штате Вашингтон, ее рыночная стоимость составляет более 30 миллиардов долларов, она обеспечивает 146 000 рабочих мест.
Море Салиш в 2,3 раза меньше Азовского моря, но по протяженности береговой линии превосходит его в 5 раз. Слева – водосборный бассейн и основные города, справа – части (районы) моря.
Через несколько дней после того, как губернатор Джей Инсли открыл начало работ над первым в штате гибридно-электрическим паромом, аналитическое исследование, опубликованное альянсом, признало технологии водного транспорта, судоходства, и морские науки наиболее быстрорастущим сектором экономики в мире. «Синяя экономика» – новый термин, обозначающий устойчивое использование ресурсов океана для экономического роста, обеспечения рабочих мест при одновременном восстановлении здоровья экосистем океана.

Истоки «Тихого Звука»

Истоки программы можно проследить до оперативной группы Southern Resident Orca, сформированной в 2018 году губернатором Вашингтона Джеем Инсли. В следующем году целевая группа опубликовала окончательные рекомендации по предотвращению сокращения численности косаток. Они включали и некоторые рекомендации, направленные на снижение шума от судоходства.

По словам Джона Слоана, временного директора программы морской среды и устойчивого развития порта Сиэтл, порт сначала должен был принять эти рекомендации и помочь сплотить команду планирования, в которую входили местные и федеральные государственные агентства, представители индейского племени Мака, судоходная отрасль и некоммерческие организации, в том числе Вашингтон Морской Синий. Когда эти части собрались воедино, программа «Тихий Звук» начала активно влиять на уровень шума в Пьюджет-Саунд.
По словам руководителя программы, даже незначительное замедление крупных судов приводит к заметному снижению подводного шума, создаваемого гребными винтами и двигателями, при этом оказывая лишь минимальное влияние на время прихода судов в порт.
Участники отмечают, что Quiet Sound только начинает свой путь. Имея финансирование в размере более 800 000 долларов США на ближайшие пару лет, в том числе со стороны Законодательного собрания штата, программа стремится сократить количество шума от грузовых судов, паромов, буксиров, рыбоперерабатывающих предприятий и нефтяных танкеров во всём Большом Пьюджет-Саунде.

Идеология и перспективы программы.

Во многих местах мира начало пандемии коронавируса заглушило привычную какофонию человеческого шума в морских водах. От грузовых судов и паромов до круизных лайнеров и прогулочных катеров, объем судоходства существенно сократился. Океан стал тише, и морские обитатели сразу на это ответили, их щелчки, свист и крики внезапно стали разноситься гораздо дальше.

Руководитель «Тихого Звука» Рэйчел Аронсон хочет сохранить пониженный уровень шумового загрязнения от крупных коммерческих судов в водах где любимые и находящиеся под угрозой исчезновения южные резидентные косатки давно изо всех сил пытаются слышать и быть услышанными.

«Для китов это, вероятно, был всего лишь оздоровительный отпуск, но мы должны создать долговременную систему природопользования, которая будет устойчивой как для людей, так и для китов», — говорит она.
Косатка выныривает рядом с яхтой и крупным балкером в проливе Аро недалеко от острова Сан-Хуан (центральная часть моря Салиш). Программа «Тихий звук» продвигает такие меры защиты косаток, как добровольное замедление движения судов и добровольное избегание ключевых районов нагула в случае присутствия в них косаток. Фото Ф. Феллемана
По мере того, как все больше кораблей проносится по водам растущего экономического региона, дополнительный шум всё больше заглушает голоса косаток, увеличивает их уровень стресса, ограничивает их способность искать и добывать пропитание, сокращает успешность вынашивания телят, выкармливания и обучения новорожденных и молодых косаток. Нарастание шума осложняет всё это. Но в наших силах его сократить.

В перспективе программа «Тихий Звук» планирует запустить несколько добровольных инициатив, направленных на снижение подводного шума. Новые меры будут направлены в том числе на добровольное использование специальных мобильных приложений для предупреждения рулевых судов о появлении поблизости косаток в режиме реального времени. Это позволит судоводителям заранее снижать скорость или выбирать альтернативные судоходные пути для сокращения или исключения воздействия на диких животных.

Другие программы защиты китов в море Салиш

«Тихий звук» создан по образцу аналогичной коалиционной программы «Улучшение среды обитания и наблюдение за китообразными» (Enhancing Cetacean Habitat and Observation, ЕСНО), которую крупнейший порт Канады, порт Ванкувер, запустил в 2014 году чтобы объединить заинтересованные группы для снижения шумового загрязнения от крупных судов, посещающих международный порт. Сначала усилия канадской программы были сосредоточены на исследованиях источников и уровня шума от судов в разных режимах движения, в последние годы ECHO тестирует реальные меры по снижению шумового воздействия судов, следующих в порт и из порта, ориентируясь на время и место.

Согласно последнему решению, суда замедляют скорость в установленных зонах в проливе Аро и на подходах к островам Сан-Хуан с июня примерно по октябрь, когда косатки, как правило, следуют за лососем в этот регион. Другая инициатива ECHO требует, чтобы буксиры отклонялись от критически важного района кормления косаток вдоль южного побережья острова Ванкувер в проливе Хуан-де-Фука и замедляли движение в горле пролива. Эта мера привела к снижению интенсивности звука в этом критическом морском районе на 60–80% в 2020 году. Подробнее с результатами замедления судов в этих двух зонах можно познакомиться в работе Р. Е. Барнхэм и др.
Карта районов замедления судоходства на входе в пролив Хуан-де-Кука и в проливе Аро в центральной части моря Салиш. Зоны добровольного снижения скорости выделены синим контуром, торможения или разгона – чёрно-серой штриховкой.
Хотя ECHO является добровольной программой, участие в ней представителей судоходной отрасли очень велико: около 80–90% судов, заходящих в порт Ванкувер и выходящих из него, выполняют рекомендации. Контроль снижения уровня шума осуществляется благодаря сети гидрофонов. Независимые исследования показывают, что усилия по снижению шума в проливе Аро оправданы, поскольку они увеличили частоту использования этих вод для охоты южными резидентными косатками.

В море Салиш реализуется также инициатива владельцев пассажирских паромов штата Вашингтон. Паромы – основной источник подводного шума – начали использовать между собой систему оповещения WhaleReport после того, как в 2016 году один из паромов столкнулся с косаткой и убил ее. Эта система, однако, имеет ряд ограничений. В настоящее время судоводители могут получать данные о наблюдениях за китами только через приложение WhaleReport, доступное для небольшой группы пользователей. Эта схема не учитывает других массивов данных о местонахождении косаток из других надежных источников, в основном пополняемых общественностью и учёными. Кроме того, эта система оповещения имеет сравнительно мало данных о наблюдениях китов к югу от канадской границы.

Самый же обширный массив архивных и оперативных данных по косаткам в регионе имеет некоммерческая организация Orca Network, которая уже 20 лет управляет общественной и научной сетью наблюдателей за китами в Вашингтоне и Британской Колумбии. Развитая индустрия наблюдения за китами (вэйлвочинга) по обе стороны границы также использует собственное отраслевое мобильное приложение для заполнения отчетности о наблюдениях.

И ЕСНО, и Тихий Звук надеются объединить усилия всех этих сторон без потери качества и полноты существующих сетей наблюдения за косатками для поддержания в проливах тишины, столь важной для диких животных.

Кроме того, сопредельные канадская провинция и американский штат имеют самый большой опыт и самое строгие в мире Правила наблюдения за китами. Например, в штате Вашингтон коммерческое наблюдение за косатками разрешено только в течение двух одинаковых для всех, строго определённых отрезков времени продолжительностью по 2 часа: с 10 до 12 утра и с 15 до 17 вечера. Всё остальное время – категорический запрет. В Британской Колумбии в летний сезон к косаткам можно подходить не ближе, чем на 200 метров, в остальные сезоны – не ближе, чем на 400 метров!
Кроме строгих правил наблюдения за китами в регионе хорошо развита система территориальной охраны природных морских акваторий (сеть морских ООПТ, Marine Protected Areas, МРА). Так, только в системе заливов Пьюджет Саунд имеется 127 МРА, охватывающих 1 483 квадратных километров акватории и 966 километров береговых линий. Аналогичная по развитости сеть МРА имеется и в канадской провинции. Сети МРА охраняют нерестилища морских рыб, местообитания морских и околоводных птиц, районы нагула серых китов и нескольких видов тюленей.
Все эти меры в комплексе должны обеспечивать сохранность морских животных и экосистем в море Салиш и на подходах к нему со стороны океана.

Насколько силён антропогенный шум под водой.

Если вы посмотрите на шкалу чувствительности человеческого слуха, то обнаружите, что нормальная для человека громкость звуков – от 20 до 60 децибел (дБ). Допустимый для жилых комнат квартир постоянный уровень звука в дневное время – 40 децибел. Сильный уличный шум – 80 дБ. Санитарные нормы не позволяют работать длительное время при шуме 85 и более дБ, поскольку это может привести к потере слуха. Переносимость коротких звуковых ударов намного выше. Большинство людей способны без последствий переносить звуковые удары громкостью до 130 дБ, это шум реактивного двигателя самолёта на взлёте. Но 135 дБ – болевой порог для любого человека, 140 дБ – контузия, 160 – разрывы барабанных перепонок и легких. Даже один короткий удар звука в 200 дБ убивает человека.

А что под водой? Согласно данным специальных измерений, шум от грузовых судов на скорости 10 узлов (это примерно в 2 раза меньше обычной крейсерской скорости торговых судов) и на расстоянии 10 метров от судна составляет 165 – 180,6 дБ. Когда суда движутся на крейсерской скорости интенсивность звука возрастает на 3 – 8 дБ. При наложении шума от нескольких судов одновременно сила звука может доходить до 190 дБ. В результате шум на всех активно используемых судоходных путях (в полосе несколько километров по обе стороны) постоянно составляет от 140 до 190 дБ. Как морским животным пересекать такие пути?

Но и это не всё. Вблизи портов и судоходных каналов, на подходах к ним кроме торговых судов подводный шум создают портовые буксиры и ледоколы, а это ещё более шумные суда, издающие шум интенсивностью 180 – 197 дБ, а также землесосные снаряды, ведущие дноуглубительные работы (при осуществлении разных операций – от 171 до 187 дБ), суда на рейдовых стоянках (– до 140 дБ), рейдовые перегрузочные комплексы (– до 160 дБ), строительные работы (сваезабивные – до 190 дБ, свайные вибронабивные – до 185 дБ, буровые – до 180 дБ). Суммарно интенсивность антропогенного шума в таких акваториях может доходить до 210 дБ. Это смертоносный уровень для любого морского животного, даже обладающего переносимостью к громким звукам, в несколько раз превышающей человеческую.

Акустические поля и ленты со сверх-высокой интенсивностью антропогенного шума охватывают всё большую площадь, изгоняя животных из важных для них районов обитания, пересекая миграционные пути животных. Поэтому подводный шум от судоходства и другой морской деятельности человека в настоящее время признан острым, хроническим стрессором морской и океанической среды обитания.

Болевые точки в России

В нашей стране есть три морские акватории, при управлении которыми успешный опыт борьбы с чрезмерным шумом желательно учесть и использовать в первую очередь. Расположим их в порядке нарастания значимости сокращения шума для целей сохранения редких, охраняемых видов морских млекопитающих.

1. Кольский залив Баренцева моря от Североморска до траверза мыса Сеть-наволок. На этой акватории имеется активное судоходство, и при этом сюда регулярно заходят 5 видов морских млекопитающих, занесённых в Красную книгу России (горбач, беломордый дельфин, обыкновенная морская свинья, длинномордый тюлень, обыкновенный тюлень); возможны заходы ещё четырёх краснокнижных видов (атлантического белобокого дельфина, финвала, сейвала, высоколобого бутылконоса). Шум на входе препятствует проходу морских млекопитающих в центральную часть залива, во все его многочисленные ответвления.
Северная часть Кольского залива, подходы к нему. Красным цветом выделена зона, где шумовое загрязнение является главным негативным антропогенным фактором, и где оно может быть сокращено разумными мерами без ущерба для экономики.
2. Подходы к порту Новороссийск и рейдовые стоянки Новороссийского порта от Дюрсо до Голубой бухты. Этот район характеризуется сильным шумом от судов и буксиров, заходящих в порт Новороссийск и выходящих из него, а также значительным шумом от судов, стоящих на морских рейдах. Этот шум наносит ущерб двум видам морских млекопитающих, занесённых в Красную книгу России – черноморской афалине и азово-черноморской морской свинье (азовке). Шум исключает для них возможность выживания в этой зоне, может приводить к задержке миграций, к травмам и смерти животных во время прохода через эту акваторию. (Через перегороженную рейдовыми стоянками трёхкилометровую прибрежную зону проходят ежегодные сезонные миграции всех трёх видов черноморских китообразных).
Подходы к порту Новороссийск, включая районы рейдовых стоянок. Красным цветом выделена зона, где сокращение шума возможно и желательно.
3. Как говорилось выше, акватория, где опыт сохранения косаток SRKW наиболее актуален – это Керченский пролив и подходы к нему. Экологически это самая важная и самая уязвимая морская акватория во всех территориальных водах России, она же – самая эксплуатируемая человеком.

На акватории находятся три порта (Керчь, Кавказ, Тамань), оживлённые судоходные каналы, семь плотно забитых судами районов рейдовых стоянок, в том числе с рейдовыми перегрузочными комплексами, регулярно работают буксиры и лоцманские суда, ведутся дноуглубительные работы, строительные работы с забивкой свай, активный лов рыбы вдоль берегов и на подходах к проливу. Загруженность транспортного узла с каждым годом нарастает.

На протяжении трёх десятилетий разработка мер по охране природы в Керченском проливе была предельно осложнена наличием границы с Украиной и политическими разногласиями между государствами. Сегодня это препятствие снято. Весь Керченский пролив и подходы к нему входит в территориальные воды России, что налагает на нас особую экологическую ответственность.
Керченский пролив и подходы к нему. Красным цветом выделена зона, для которой желательно разработать комплекс мер по сокращению шума. В этой зоне в любой момент времени находятся от 150 до 400 крупных судов.
Отсутствие режимов сокращения скорости на судоходных путях и чётко определённых ежесуточных «окон тишины» в зоне, выделенной на карте, создаёт угрозы благополучию и выживанию всех популяций морских животных, ежегодно проходящих через пролив, или пытающихся это сделать.
Разработка и реализация системы мер по защите мигрирующих животных в Керченском проливе и на подходах к нему жизненно необходима для сохранения и восстановления морских экосистем Чёрного и Азовского морей.

В целом Керченский пролив можно отнести к «красной зоне» то есть к акваториям, для защиты которых требуется незамедлительное принятие мер. Порт Новороссийск и Кольский залив могут быть отнесены к оранжевой зоне: тоже неотложно, но во вторую очередь. В таком порядке мы и собираемся действовать.

Запуская проект «Тихий коридор», Фонд защиты китов рассчитывает на добрую волю и поддержку этого начинания морскими компаниями, действующими на указанных акваториях. Жизнь в морях и океанах – это наша общая ответственность.

научный директор Фонда
Владимир Латка