О ГИБЕЛИ КИТА НА ТАИТИ
И ПРАВИЛАХ В ТЕРИБЕРКЕ
Нужно ли нам повторение?
Часть I

Фото: Rachel Moore

Трагедия на Таити
8 октября во Французской Полинезии, в водах острова Таити погибла молодая самка горбача Sweet Girl (Милая Девочка). Она была известна среди туроператоров и дайверов по всей Океании своим любопытством, доверчивостью и игривостью. Но это её не спасло. Утром 8 октября скоростной пассажирский паром, обеспечивающий сообщение между островами Таити и Муреа, налетел на Свит Гёрл; удар форштевня отрезал ей верхнюю челюсть и разрушил носоглотку. Кит не погиб мгновенно, но очевидно было, что такая ужасающая травма была несовместима с жизнью, кит плавал в облаке крови и пытался уйти от людей. Когда об этом стало известно, местные власти постарались организовать выезд специалистов и ветеринаров, чтобы усыпить её. Однако, Свит Гёрл какое-то время скрывалась, и умерла раньше, чем специальная команда настигла её. Смерть наступила после нескольких часов жестоких мучений.

За несколько дней до того подводный фотограф Рэйчел Мур сделала несколько уникальных по качеству портретов Свит Гёрл. Серию этих фотографий Рэйчел назвала «Галактика во взгляде кита». Молодая доверчивая самка позволяла Рэйчел подолгу плавать рядом и спокойно производить съёмку. Результатом их взаимодействия стали, возможно, лучшие по качеству подводные фото кита, когда-либо сделанные человеком.

Свит Гёрл погибла всего через 4 дня после их последней встречи и публикации снимков. И всего через 20 месяцев после гибели от столкновения с судном в водах Калифорнии другой, столь же известной самки горбача – Фрэн (Fran, WGRP-HB_003).

Эта история заставила нас вернуться к теме, к которой мы планировали обратиться еще два месяца назад – по итогам трёх с половиной недель контроля за соблюдением Правил наблюдения китов в Териберке.

Тогда (25 августа), после долгих сомнений и споров мы решили отказаться от публикации, не захотели подставлять голову под несправедливые, но неизбежные обвинения в субъективности оценки, или в желании навредить зарождающейся у нас отрасли наблюдения за китами.

Но история Свит Гёрл повергла нас в шок, заставила вспомнить о высоких целях и предназначении Фонда. Мы не хотим, чтобы подобная страшная трагедия произошла у побережья Мурманской области, или где-либо ещё в России.

Два фото умирающей Sweet Girl, от представителя СиШепард-Франция.

Фонд защиты китов создан для того, чтобы отстаивать интересы китов, а не для того, чтобы беречь чувства предпринимателей и лиц, подвергающих угрозам жизнь и здоровье редких животных, пренебрегающих Законами Российской Федерации* и рекомендациями учёных. Продолжим делать своё государственное дело. Публикуем материал от 25 августа без изменений.

Наблюдаем в толпе судов

8 августа участники Фонда защиты китов и волонтёры экспедиции Чистокеан - Чистый териберский берег впервые в истории Фонда на двух лодках приняли участие в коллективном наблюдении за китами в Териберском заливе. Это позволило нам не только близко полюбоваться китами, но и увидеть «изнутри» поведение капитанов в тесной группе из 10 – 13 судов наблюдения.

Нарушение неписаного правила

У нас есть правило для себя: не участвовать в коллективном наблюдении, чтобы не добавлять китам шума и помех. Поэтому каждый раз, увидев скопление туристических судов вокруг кита, мы стараемся обойти его подальше, на дистанции более 800 метров, снизив обороты, чтобы не добавлять фонового подводного шума. До сих пор это всегда получалось, но в этот раз туристические суда перекрыли подходы к пляжу, который мы назвали «Пенопластовый коллапс», где была намечена единственно возможная в тот день очистка берега. Поэтому мы были вынуждены пройти по краю скопления туристических судов.

Соблюдение капитанами Правил коллективного наблюдения

Правила бережного наблюдения за китами (базовые, для самостоятельных наблюдений) опубликованы на сайте Фонда 22.08.2021.

Правила коллективного наблюдения за китами с участием 2-х и более судов опубликованы на сайте фонда 16.06.2024.

Для того чтобы иметь моральное право просить или требовать от кого-либо соблюдения Правил, сначала необходимо соблюдать их самим. Мы это делаем неукоснительно, причём со значительным превышением всех минимальных дистанций, то есть применяя к себе более строгие нормы.

Как мы действовали

  • Примерно в километре от кита и скопления судов мы снизили обороты двигателя до малых, а на расстоянии 500 метров – до самых малых, возможных для нашего двигателя. Скорость составляла, соответственно, около 6 км/ч, затем около 4 км/ч.

  • На подходе сориентировались во взаимном расположении участников события и подошли со стороны основного скопления судов, так чтобы они оказались между нами и китами, а ветер не гнал нас на китов. (К тому времени стало понятно, что китов трое – два малых полосатика и один горбач). Таким образом мы оказались «последними в очереди» (на приближение к китам) и заглушили мотор.

  • Вытащили из воды транспортный фал, связывающий две наших лодки, чтобы ничего не свисало и не мешало китам если кто-то из них подойдёт к нам, и стали дожидаться.

  • Через несколько минут два малых полосатика сместились на наш край скопления судов и стали кружить прямо вокруг нас. Таким образом мы оказались внутри круговерти китов и наслаждались этим. Один из китов, тот что покрупнее, проплыл под нашей лодкой на боку, на глубине 1,5 – 2 метра, так что мы хорошо видели его глаз, продольные полосы на горле и животе, и плавник с широкой белой полоской. Киты выныривали несколько раз на расстоянии 10 – 20 метров от наших лодок.

  • Горбач тем временем отвлекал на себя основное внимание, большинство судов наблюдения стояли вокруг него, на нашем же краю было спокойно.

  • Однако через 14 - 16 минут идиллия закончилась. В общую группу, прямо в её центр, вторглись два вновь пришедших судна, что привело к бегству в неизвестном направлении горбача. В нашу сторону тоже двинулись несколько судов, что вызвало бегство и малых полосатиков. Через 7 – 8 минут стало понятно, что все трое китов пошли в сторону Орловской губы, путь (для нас) к пляжу Пенопластовый коллапс оказался свободен.

  • Когда расстояние от наших лодок до ближайшего из китов превысило 400 метров, мы завели мотор и двинулись на малых оборотах дальше к намеченной цели.

Как действовали другие судоводители

  • В момент нашего приближения вокруг китов находились 11 судов, девять из них стояли на месте, у двух из стоявших работали довольно громкие стационарные двигатели (за ними остальных было не слышно, возможно судов с работавшими двигателями было больше), ещё два судна двигались под моторами в сторону выныривавших китов. Кроме судов, в центре скопления находилась группа пловцов в масках с трубками. Все суда и пловцы находились в личном пространстве какого-либо кита (не более ста метров от ближайшего из них). Таким образом, минимум четыре капитана были нарушителями, про остальных этого сказать нельзя, поскольку не исключено, что киты сами приблизились к ним.

Одна из первых наблюдаемых сцен 8 августа. Идиллия и порядок, или комплекс нарушений?

Без предыстории взаимных перемещений лодок, людей и кита этого не понять.

  • Пока мы стояли на месте, ещё четверо капитанов предприняли активные манёвры под моторами в личном пространстве китов, то есть грубо нарушили правила. Также в группу добавились три новых судна, одно из которых осталось на краю, а два сходу прошли в центр скопления, буквально «на голову» маленькому горбачу. Оба прибывших судна не выключили двигатели, стоя прямо над горбачом, то ли стремясь нанести ему ущерб, то ли желая продемонстрировать всем вокруг свою крутость.

  • Когда киты начали выбираться из этой толпы, все суда двинулись следом, кто «дыша им в хвост», кто – обходя их слева или справа.

  • В итоге, в конце концов нарушителями оказались все капитаны, или почти все. Наглое поведение капитанов вновь прибывших судов по-видимому спровоцировало остальных активизировать свои усилия в попытках протолкнуться ближе к китам. Ажиотаж действует и на море.

  • Может быть кто-то из капитанов всё же не нарушил правил, но без детальной трассировки перемещений китов и судов выяснить это невозможно.

  • Одно судно отличилось особой наглостью в преследовании животных и постоянной работой двигателя прямо над ними. Мы не хотели называть никого из нарушителей, чтобы дать судоводителям возможность самим делать выводы и исправиться. Но данное судно не отметить нельзя, поскольку и в дни наблюдений с берега наши волонтёры неоднократно отмечали очень грубое, неотвязное преследование им китов. Это судно называется Евангел. У нас достаточно свидетелей преследований этим судном горбача – охраняемого вида, занесённого в Красную книгу России. Мы настоятельно призываем владельцев и капитанов судна прекратить опасную практику!
* - К основным законам в сфере природопользования относятся Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире». Эти законы устанавливают, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу РФ и (или) Красные книги субъектов РФ.

Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях (акваториях) обитания животных, занесенных в Красную книгу РФ, Красные книги субъектов РФ, несут ответственность за их сохранение и воспроизводство в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В том числе, статьёй 8.35 КоАП РФ предусмотрено, что за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу, а также за действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 2,5 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 15 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц - от 500 тысяч до одного миллиона рублей.

Эти штрафы можно получить даже за молчание в случаях, когда на ваших глазах совершаются действия, которые могут привести к гибели горбача, или финвала, или беломордого дельфина, или атлантического белобокого дельфина (занесены в Красную книгу РФ), или морской свиньи (занесена в Красную книгу Мурманской области).

Второе наблюдение «изнутри»

Второй вынужденный проход нашей лодки сквозь скопление туристических судов (вокруг кита) произошёл 22 августа.

Наша маленькая экспедиция из пяти человек готовилась выйти в море на пляже «Шаркова лапа 2» в губе Малая Шарковка, когда из-за поворота в губу зашёл малый полосатик, а вслед за ним семь судов и лодок с туристами на борту. Кит длиной 8 – 9 метров вёл себя беспокойно, не приостанавливался, не нырял в глубину, ходил из стороны в сторону довольно быстро, затем стал пытаться выйти из губы то вдоль восточного, то вдоль западного берега. Но губа эта – маленькая, узкая, и всякий раз какое-либо судно направлялось ему наперерез, не позволяя выйти. (Возможно это делалось не преднамеренно, а просто в угоду пассажирам, желающим увидеть кита поближе).

Нам необходимо было отправляться в путь, и мы стали медленно красться в сторону выхода из губы, выбирая сторону подальше от кита. Трижды мы глушили мотор и пережидали, когда кит приближался к нам на 250 метров или менее. Примерно в течение 20 минут нам удалось выйти из губы, но кит так и не сумел этого сделать. На наших глазах на выходе из губы его дважды завернули обратно. Один катер с туристами ушёл в Териберку раньше нас, но три других пришли ему на смену, так что, когда мы уходили, кит остался в губе в окружении девяти судов.

Соблюдение правил судоводителями в этот раз

Первые 7 - 8 минут после появления кита и всей группы наблюдателей нам казалось, что большинство судоводителей вели себя культурно, вполне соблюдая Правила бережного наблюдения за китами. Однако вскоре иллюзии рассеялись. К моменту нашего выхода из залива, различными нарушениями отметились почти все. Повторилась ситуация, описанная выше. Когда двое судоводителей начали по очереди чуть ли не наезжать на кита, и их пассажиры начали визжать от восторга при выныривании кита прямо перед ними, почти все остальные капитаны не выдержали и тоже начали вырываться наперерез киту, подходить вплотную. Очевидно в таких случаях срабатывает логика «если им можно, почему мне нельзя(?)». Основные нарушения, которые мы увидели: преследование, подрезание, нарушение личного пространства, окружение, прижимание кита к берегу. Кроме того, два судна имели очень шумные двигатели, одно из них ни разу не заглушило его...

Можно не сомневаться, что малый полосатик запомнил этот день надолго, и если когда-либо снова окажется в наших краях, он постарается и близко не подходить к губе Шарковка.

Общие выводы

Невольные наблюдения «изнутри» за коллективным наблюдением за китами и многократные наблюдения «снаружи» - с высоких берегов залива, осуществлявшиеся нашими волонтёрами и студентами, приводят к неутешительным выводам.

Правила наблюдения за китами, к сожалению, не соблюдаются большинством судовладельцев. Не соблюдаются не только правила, разработанные Фондом защиты китов, но и все правила и рекомендации по наблюдению за китами, когда-либо разрабатывавшиеся в России, действующие или действовавшие во многих странах мира. Рекомендации десятков или сотен учёных-биологов, учтённые в этих правилах – игнорируются.



Идёт ли это хоть кому-либо на пользу? Нет, только во вред.

Ущерб получают абсолютно все: в первую очередь – сами киты, затем прибрежные морские экосистемы (лишающиеся изобилия рыбы, китов и тюленей), затем туристы (лишающиеся возможности видеть изобилие животных и их естественное поведение), а в итоге – сами судовладельцы, туристическая отрасль Териберки и Мурманской области в целом.

Владимир Латка

руководитель группы по разработке

Правил бережного наблюдения за китами

и Правил коллективного наблюдения за китами

В следующей (второй) части читайте:

- Какой ущерб наносится китам
- Какой ущерб наносится туристической отрасли
- Список дружелюбных дельфинов, погибших под винтами
- Сколько китообразных гибнет от столкновений
- В каких ситуациях китообразные чаще всего получают тяжёлые травмы
- Что делать туристам, не равнодушным к китам
- Что ещё можно сделать для китов