ХРАНИ ЕСТЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ,


или


ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ОТКРЫТО СООБЩАТЬ

ГДЕ НАХОДЯТСЯ КИТЫ

Часть 1

Крутые фото - это прекрасно.

Но не выдавайте китов!

За последние два года в интернете появилось множество групп, сайтов и чатов, которые активно призывают делиться фото и видео с информацией о местонахождении китов, дельфинов, тюленей. Многие люди откликаются, не задумываясь о последствиях этих действий для животных.

Но в российских водах бездумные действия недопустимы, поскольку в большинстве случаев это вредит китообразным. Только вредит, и ничего больше.

Копирование западных образцов «информационного сотрудничества учёных с туристами», вырванных из контекста отдельных далёких стран, наносит китам в наших водах серьёзный ущерб.


В этой статье разберём:
  • какой ущерб наносят китам открытые данные в России и во многих прибрежных районах мира,
  • какие условия должны быть соблюдены, чтобы открытые сообщения, напротив, приносили пользу китам и природе,
  • можно ли приносить пользу китам в ходе туристической прогулки в российских водах уже сегодня.
УВАЖАЙТЕ КИТОВ, их право на естественную жизнь
Вы вышли на прогулку в открытое море. Встретили там китов и дельфинов, сделали шикарные фото и видео! Вам можно позавидовать, но делитесь фото и впечатлениями таким образом, чтобы не причинить вред встреченным вами животным и окружающему их подводному миру.


Помните:
В ваших постах на изображениях, или в комментариях под фото и видео, не должно содержаться никаких видимых ориентиров, координат, названий, устных или письменных описаний местности, по которым можно понять где произошла встреча с животным!

Ваши сообщения не должны увидеть заинтересованные лица – гиды, капитаны, или спутники, которые знают где это было снято, и могут перепостить ваши фото/видео с добавлением координат или ориентиров и времени выхода.

Ни в коем случае нельзя публиковать ваши фото и видео в общедоступных группах или чатах соцсетей: вероятность, что координаты встречи будут кем-то добавлены и распространены слишком велика.

Если вы это упустите, ущерб китам от открытой информации о текущей (сегодняшней) встрече будет максимальным, о вчерашней встрече – очень большим, о более ранней встрече – большим.
Делиться можно ТОЛЬКО фотографиями и видео без координат и ориентиров, описаний, и только на личной странице, в закрытых группах или чатах с друзьями, если вы уверены, что среди них нет людей, которые могут добавить координаты и спровоцировать преследование и изгнание животных.

ИСКЛЮЧЕНИЕ 1: При обнаружении терпящего бедствие животного, наоборот, требуется срочная и максимальная огласка с точной привязкой к местности, об этом ниже.

ИСКЛЮЧЕНИЕ 2: Делиться информацией с указанием места встречи со здоровым китом, дельфином, тюленем можно только конфиденциально с организациями и лицами, не разглашающими информацию, а реально работающими над сохранение морских млекопитающих и их мест обитания.
Об этом подробно в конце второй части статьи.
Зачем такая конспирация?
Почему нельзя делиться открыто, со всем миром, ведь к этому призывают не только туристические сообщества, но и общественные организации, даже учёные?

Разбираем по порядку…
ВРЕД КИТАМ
Не надейтесь, что ваше сообщение прочитают только ваши друзья и фанаты. В первую очередь его отметят и запишут те, кто зарабатывает на коммерческих турах большие деньги. И тогда молитесь, чтобы непогода, пограничники, ночное время суток или другие обстоятельства избавили китов, дельфинов, тюленей от преследования. Если по вашей наводке на акваторию в пределах 5 – 6 км от гавани отправятся 1 – 2 прогулочных судна, вероятность умеренного вреда существует. Но если за сутки туда отправится от трёх до 200 судов (в Териберке обычно так), или если 2 или более судов отправятся на дальнюю акваторию, вред неизбежно будет большим или очень большим.

Какие ущербы нанесло китам ваше судно и нанесут почти все, кто пойдут по вашей наводке?


1. Подводный шум,
в сотни – миллионы – квадриллион с лишним раз превосходящий естественный шумовой фон в районе пребывания китов. Например, если естественный шумовой фон под водой при тихой погоде в отсутствии на 20 км каких-либо судов или подводных работ может составлять 60 дБ (относительно 1 мкПА), то подводный шум от вашего катера в радиусе до 800 метров от него на всём пути следования в район местонахождения китов и во время их поиска будет составлять 130 - 180 дБ, то есть на 70 – 120 дБ больше. Так как шкала громкости звука в децибелах – логарифмическая по основанию 10, это означает реальное увеличение звукового давления в Паскалях в 10.000.000 – 1.000.000.000.000 (десять миллионов – один квадриллион) раз относительно 1 мкПа. На языке ощущений это означает, что при прохождении мимо или приближении вашего судна на всех режимах хода, кроме самого малого, кит становится почти глухим (слепым), он слышит (видит) уже только ваше судно, другие самые близкие громкие суда, отражения стука моторов вашего судна от твердых участков дна, корпусов других судов, и всё.

Для того чтобы слышать отражения собственных эхолоцирующих сигналов, голоса планктона и рыб, голоса находящихся вдали сородичей, приближающуюся непогоду и другие жизненно важные для него сигналы, кит должен слышать очень слабые звуки – от десятых долей децибела до нескольких децибел. На фоне шума от движения моторного судна любого размера (в том числе пластикового катера, РИБа, надувной лодки) это невозможно почти всегда, начиная с дистанции 800 метров. Эта цифра - условная, минимальная, установленная на основе сотен серьёзных исследований поведения животных.

Белуха ( Delphinapterus leucas ) считается чувствительным к антропогенному шуму видом. Проблеме воздействия на белух подводного шума посвящены десятки научных работ. Животные ускоряются при появлении моторного судна на расстоянии до 79 км. Перемена направления движения, изменение характера вертикальных перемещений у белух наблюдается с расстояния до судна 50 км. Ярко выраженная реакция избегания наблюдалась на расстоянии 35 - 50 км от небольшого ледокола при уровне подводного шума 94 – 105 дБ. Чтобы уйти от шума белухи перемещались на расстояние до 80 км на 1-2 суток. Самки белух с детенышами убегают от шума первыми. Реакции избегания выражаются не только в ускорении движения и смене направления, но и в прекращении питания и кормления грудью, в отказе от общения и отдыха, во временном прекращении миграции и т.д. Каждая конкретная реакция избегания помогает животным выжить в определённой ситуации, но при частых повторениях это приводит к ухудшению здоровья особей и популяции в целом.

Минимальное требование по снижению скорости в радиусе 800 метров от китов до 7-ми или менее узлов (что ведёт к кратному сокращению шума) включено в Правила бережного наблюдения за китами и в 12 Заповедей наблюдателя за китами. Это правило предельно лояльно по отношению к судовладельцам, но мало кем из них соблюдается даже в районах, где киты точно присутствуют (непосредственно во время поиска и наблюдения за ними). Что же говорить о соблюдении его на длинных переходах, на волнении и в других случаях, когда команда и пассажиры не сосредоточены на китах, а просто проходят мимо!

Поэтому, создав своим сообщением поток экскурсионных судов, вы заведомо очень сильно портите жизнь всем китообразным, тюленям и многим другим морским животным в широкой полосе по пути к объявленному вами месту и в большом радиусе вокруг него.

Последствия для китов:
  • утрата на длительное время естественного окружения, как если бы человек попал в перекрестье множества мощных прожекторов, то приближающихся и обжигающих, то удаляющихся;
  • длительное прекращение питания, или сокращение его эффективности из-за потери чувствительности (кит вынужден кормиться больше по памяти, чем по своим ощущениям, не может эффективно искать новые скопления добычи);
  • убыточность кормления из-за непредсказуемо меняющейся акустической обстановки (кит сокращает продолжительность и глубину ныряния, в результате тратит на попытки кормления больше энергии, чем получает от выловленной пищи);
  • прекращение связи с дальними сородичами на расстояниях от 2-х до 100 и более км, вплоть до полной их потери;
  • длительное прекращение акустической коммуникации с партнёрами по группе, в том числе в парах мама-ребёнок (киты кричат, чтобы услышать друг друга на фоне работающих моторов, но при уровне звукового давления свыше 140 дБ (отн.1 мкПа), мама уже вряд ли может услышать китёнка, а свыше 150 дБ — он её);
  • вынужденное изменение маршрутов, вплоть до отказа от продолжения миграции при невозможности пройти через шумное место;
  • прекращение сна и отдыха;
  • бегство из облюбованного тихого или кормного района, возможно навсегда;
  • пропуск важных слабых сигналов земли, океана, атмосферы (единственная служба метеопрогнозов у китов — их собственные уши);
  • нанесение ущерба локальным экосистемам вследствие ухода или снижения активности китов, их обеднение;
  • нанесение ущерба популяциям животных, входящих на каких-то стадиях развития в состав планктона, в регуляции которых киты играют существенную роль;
  • длительное прекращение питания всех донных животных в возникшей зоне активного судового трафика…
Если всплеск подводного шума, вызванный вашим сообщением, будет небольшим (на точку отправятся 1 — 3 дополнительных судна), ущерб может ограничиться несколькими пунктами списка, но велика вероятность, что все перечисленные ущербы будут достигнуты.


2. Грубое и/или непрерывное преследование

Подводный шум от множества источников — не единственная напасть, которую принесёт китам неосторожная публикация. Многие капитаны не способны сопротивляться искушению или просьбам клиентов максимально приблизиться к животным, не помнят или не считают нужным соблюдать Правила наблюдения за китами, разрабатываемые и публикуемые общественными организациями. Так обстоят дела весной 2025 года в Териберке и повсеместно. Мы надеемся, что это положение изменится в ближайшие годы, но пока до этого далеко.

Государственных же законов и нормативов, регламентирующих наблюдение за морскими млекопитающими, в России нет. Как нет и нормативных актов, запрещающих преследование диких животных, и определяющих что это такое. Контролирующие органы (Погранслужба ФСБ РФ, Росприроднадзор и другие) не имеют возможности предупредить преследование и прочие нарушения, а также наказать за них, если не могут предъявить труп или увечье животного. Судоводители-садисты, которые знают, что китообразные всегда тонут, пользуются этим, стараясь покалечить животных. Такие сцены нам доводилось видеть трижды: два раза на Черном море в Геленджике и Анапе по отношению к афалинам, и один раз в Териберке по отношению к беломордым дельфинам.
Термины из природоохранного законодательства других стран:

«Преследование» означает любой акт преследования, мучений или раздражения, который может: а) нанести вред морскому млекопитающему в дикой природе, или б) потревожить морского млекопитающего, вызывая нарушение поведенческих моделей, которые включают миграцию, дыхание, кормление, размножение или затаивание. (из «Закона США о защите морских млекопитающих», 1972).

«Никто не должен беспокоить морских млекопитающих, кроме, как:
  • при выполнении работ, которые разрешены или требуются в соответствии с Законом;
  • при промысле морских млекопитающих, осуществляемом в соответствии с Законом;
  • в порядке, установленном в лицензии, разрешающей отлавливать морских млекопитающих в экспериментальных, научных, образовательных или публичных целях;
  • в порядке, разрешенном Законом о видах, подверженных риску».

(из «Правил о морских млекопитающих», 1993 г., Канада)


«Беспокоить» в канадском нормативном акте определяется как: приближаться к морскому млекопитающему или пытаться кормить его, плавать с ним или взаимодействовать с ним, перемещать его или принуждать перемещаться на то или иное расстояние, отделять его от членов его группы, вставать между ним и детенышем, удерживать его или его группу между судном и берегом или между судном и одним или несколькими другими судами, помечать его.
Но китам, дельфинам, тюленям не важно по какой причине (из садистских побуждений, или из желания угодить клиентам) происходит опасное, грубое преследование. Важно, что это происходит часто. В большинстве случаев когда в 2022 – 2024 годах участники и волонтёры Фонда защиты китов наблюдали (с окрестных холмов или «изнутри») за ходом коллективного наблюдения за китом или китами (с участием от четырёх до 25 судов), мы становились свидетелями множества грубых нарушений: преследований, подрезаний, «езды по головам», гонок на большой скорости, нарушений личного пространства, «наваливаний» и т.д.

Следование за малым полосатиком группы прогулочных судов в Териберском заливе 10 августа 2023 года. Вся группа судов идёт «в хвост» киту, то есть нарушает правило «не преследуй». Согласно всем правилам и рекомендациям всех организаций по защите китообразных, позади кита должен оставаться пустой сектор 40 – 60 градусов на расстоянии 300 – 500 метров от животного, заходить в который запрещено. В данном случае первое судно трижды подлетало к киту на расстояние 5 - 15 метров, следующие три - четыре судна следовали на расстоянии 25 – 75 метров от животного. Суммарно на отрезке пути 1,25 км двенадцатью судоводителями было допущено 23 – 28 нарушений Правил наблюдения за китами.

Фото участников экспедиции «Чистый териберский берег».

Иногда коллективное наблюдение в течение 5 - 20 минут может выглядеть вполне благополучно, но стоит киту попытаться убежать от постоянной опеки мешающих судов, или какому-то судну приблизиться к киту совсем близко, как многие судоводители «съезжают с катушек» от азарта или зависти, и начинают наседать. Грубые нарушения «накатываются волнами» и как-бы наказывают кита за каждую попытку освободиться.

В полярный день (когда солнце не опускается за горизонт) в тихую погоду кит, попавший в окружение в 8 утра, не имеет никакой возможности избавиться от преследователей до двух – трёх часов ночи. В отдельных случаях преследование кита сменяющими друг друга судами может продолжаться несколько суток подряд. Не стоит надеяться, что подобной коллизии не возникнет по итогам вашего сообщения «Киты там-то!».

С высокой вероятностью вы навлечёте на них преследование со всеми вытекающими последствиями, вплоть до самых суровых: получения ими травмам, потери сородичей, последующей гибели пострадавших или их потерявшихся детёнышей.


3. Физическое травмирование

В териберских и черноморских чатах мы много раз натыкались на высказывания разного рода «экспертов» о том, что китам и дельфинам ничего не стоит увернуться от столкновений с судном и его винтами. Откуда такая уверенность - непонятно. Никто из заявляющих это в шкуре кита или дельфина не бывал, и все они почти ничего не знают об их жизни.

На самом деле столкновения и травмирования происходят очень часто. Научным сообществом столкновения с судами относятся к числу главных причин антропогенной смертности китообразных. От 20 до 30 тысяч китообразных гибнут по этой причине ежегодно, количество же травм разной степени тяжести может составлять 100 - 300 тысяч в год. Подробнее с этой темой вы можете познакомиться в публикации «О гибели кита на Таити и Правилах в Териберке» (части 1 и 2).
Сколько китов, дельфинов, морских свиней травмировано (или даже погибло) за последние годы в Териберке – этого мы не узнаем никогда, но судя по активности трафика и пренебрежению к Правилам со стороны части судоводителей, счёт может идти уже на десятки. Не менее опасны для китообразных прибрежные воды вокруг всех крупных черноморских курортов.

Увидеть или почувствовать столкновение с животным, находясь на борту судна, практически невозможно. Судоводитель может почувствовать удар или краткое торможение винтов при столкновении с телом кита только при медленном движении, на спокойной воде, но достоверно сказать «что это было» почти никогда невозможно. (Винт в море нередко что-то цепляет). При хорошо ощущаемом ударе капитан может подозревать о столкновении, но проверять, пытаться найти травмированное животное он не будет, поскольку для клиентов это слишком неприятный инцидент.

Со стороны увидеть столкновение тем более невозможно, поскольку кит или дельфин после удара всегда сразу уходит на дно, и надолго. Случаи, когда о столкновении сообщает судоводитель, капитан или владелец судна, нанёсшего животному травму, в мировой практике остаются единичными.
Самыми опасными для китов среди судов длиною менее 60 метров являются самые быстроходные и тихие суда на марше. Наибольшее количество травм наносится в ветреную погоду с волнением 2 - 6 баллов. Самые шумные суда способствуют столкновениям со всеми остальными из-за эффекта маскировки звуков их приближения, отвлечения на себя всего внимания животных. Наиболее опасными являются ситуации на море, когда рядом движутся одно или несколько очень громких судов и несколько быстрых и сравнительно тихих. Громкие непреднамеренно подставляют китообразных под удары тихих.


4. Длительное нарастание антропогенного прессинга

Как сказано в первом абзаце главы, ваше сообщение заметят в первую очередь не те, про кого вы думаете. Не ваши друзья и почитатели.

Те, кто вложился в бизнес наблюдения за китами и продолжает его развивать, кто планирует создать или расширять свой коммерческий флот, анализируют всё внимательно. «Так, в Териберском заливе пусто, – думают они, – а вот там-то киты (тюлени и т.п.) ещё есть, надо плотнее окучивать это место, обогнать конкурентов, нарастить скорости, купить более вместительные катера, и т.д.».

Каждое сообщение с координатами встречи падает в копилку в первую очередь к самым прагматичным бизнесменам. И они будут наращивать давление на китов, делая их пребывание в ближних водах всё более невыносимым. Ничего личного, просто бизнес.

На данный момент, увы, в отсутствии понимания проблемы и единства в туристическом сообществе, и без переустройства модели управления морским природопользованием, почти во всех морских районах России возможен только такой – последовательно уничтожающий природу туристический бизнес...

ИСКЛЮЧЕНИЕ №1: Когда вы обнаруживаете животных, реально терпящих бедствие, например, запутанных в снастях или оказавшихся в ловушке во время отлива, информацию об их местонахождении надо распространять быстро и достаточно широко. Это ускорит проведение спасательной операции, привлечение достаточных сил. На первом фото – горбач «Станислав», освобожденный от петли в Дальних Зеленцах 15 июня 2024 года, на втором фото – момент операции спасения семьи косаток вблизи села Устьевое Камчатского края 4 октября 2024 года. Обе истории закончились благополучно, и в этом есть заслуга тех, кто распространял информацию.

Продолжение следует, во второй части читайте:

  • Оправданий нет
  • Где, при каких условиях открытая информация – благо
  • Если вы отправляетесь на край света
  • Кому сообщать можно и нужно
  • Бланк наблюдения за китами для желающих помогать
По этому кью-ар коду вы можете перейти на страницу нашего сайта с формой пожертвования фонду